В последнее время мы играем чуть ли не каждый день. Почти ежедневно на столе оказываются то новинки Эссена, то хиты давно минувших дней. Нас бросает то в жар, то в холод. Мы играем то в Терра Мистику, то в безумные Опята... Поэтому просто грех не поделиться впечатлениями хотя бы от новинок. Тем более кому-то это может помочь определиться с хотелками к Новому году.
Перед нами очень красивый семейный абстракт. Если разобраться глубоко в механике, то Бруно Катала ничего экстроординарного не предлагает: бесконфликтный аукцион да математическая задачка по поиску той кучи миплов, которая принесёт наибольшее количество очков или пользы. Есть сбор сетов, решение уравнения и т.п. Всего по чуть-чуть.
Абстракт? Да! Но как чертовски приятно любоваться этой игрой. Five Tribes оформлена с душой: красивые деревянные пальмы, дворцы, огромные разукрашенные тайлы, яркие карты джинов. Вот и докидывают все 1-2 балла к итоговой оценке за оформление.
Наша партия на четверых прошла быстро и внезапно за 1,5 часа с объяснениями правил. Я первый и единственный выставил всех 8 верблюдов на поле, но не выиграл. Победила жена Оля из-за какого-то дикого комбо с синими миплами и сетом из 9 товаров.
Безусловный семейный хит на ближайшие несколько лет. Я уже смело могу поставить эту игру в один ряд с Ticket To Ride. Будет странно, если не локализуют. 8,5 из 10.
Новое дополнение состоит на самом деле сразу из двух частей, которыми можно играть по отдельности, можно вместе, можно комбинировать в любом сочетании с другими дополнениями.
Итак, первая часть, которая добавляет ещё одну фазу драфта в каждой эпохе. Мы драфтим части вавилонской башни. Эти части можно играть в свой ход вместо карты и они добавляют новые правила для всех игроков. Одновременно, как правило, после уже 3-5 ходов действуют сразу 4 правила. Башню можно и нужно использовать в своих корыстных целях. Например, я в первой эпохе отстроил быстренько чудо света и тут же влепил всем увеличение стоимости постройки чудес.
Второе дополнение позволяет всем строить общие великие проекты. Читая правила, я думал, что все первым ходом будут разбирать части проекта и это нефига не сбалансировано. Кому досталось первому - тот и прав. На практике оказалось, что ты ещё трижды подумаешь, а надо оно тебе? Стоит ли бонус того, чтобы ради него надрываться или проще провалить проект и отхватить штраф.
Сыграли три партии на пятерых с разными сочетаниями допов. Проигнорировали только лидеров, чтобы не вводить ещё одну фазу драфта. Потом я спросил всех участников игры по поводу дополнения: оказалось, что двоим больше понравилась первая часть про башню, а троим, в том числе и мне "Великие проекты".
Перед нами - лучшее дополнение к 7 чудесам. Если Города, Лидеры и тем более Чудесный пак ничего кардинально нового не вносили и были лишь какой-то шлифовочкой и надстроечкой основной игры, то Babel сваливает на нас новый игровой опыт, причём двойной. И при этом не ломает кайф от игрового процесса, как это иногда происходит с Лидерами...
9.25 из 10. Почти идеальное дополнение. Прикопаться можно ко всему, но тут я бессилен...
Я, как большой поклонник, прародителя этой игры - The New Era, обязан был приобрести коробку в Эссене.
Первый приятный сюрприз ожидал меня на этапе чтения правил. Я ждал, что Игнаций, как обычно вывалит на нас бессвязный поток сознания, называемый им гордо по английски "Rules". А потом нужно будет искать Faq в интернете или видеопояснения. Но не тут-то было: правила настолько логично и грамотно написаны, что вопросы по игре сразу отпадают.
Играли втроём с подругой из Питера. Перед нами та же The New Era, но с понятной простому смертному раздачей карт в начале раунда. Те же выкрутасы с ресурсами, но с понятным текстом на картах: не нужно постоянно лезть в справку по символам и решать спорные вопросы. Та же атака, защита, но без мутной перестрелки на жетонах... Те же сделки, но без лишних жетонов соглашений.
И о ужас, мне эта игра стала нравится чуть ли не больше The New Era! Точнее не так. Я понял, что на 3-4 я 100 процентов выберу Imperial Settlers и буду знать, что мозги к концу партии у всех будут нормальной температуры. На двоих с женой оставим в любимчиках The New Era.
9 из 10. Imperial Settlers - на данный момент вершина развития механики 51-го штата. В следующем году в Эссене мы наверняка увидим 4 новые расы в первом дополнении. К гадалке не ходи...
Если с первыми тремя играми почти всё ясно... хиты они и в Африке останутся хитами... То с Историей ситуация странная. С одной стороны игра красивая и увлекательная и при этом очень разнообразная по части возможностей (чудеса, захват территорий, миссии, лидеры). С другой стороны процесс однообразен. Есть 10 плюс-минус карт, которые ты должен всю игру прокручивать, получая за это разные плюшки. Кто любить комбинировать ограниченным числом карт - это ваша игра.
Замеченный минус: в первой же партии обнаружилась комба из двух карт, позволяющая оторваться от всех по войне. На БГГ появились отзывы, что игра сломана из-за войны. Если вчитаться, то видно, что люди пишут эти отзывы после первой (!) партии. Но я, например, не вижу сломанности, несмотря на вышеназванную комбу и победу "военного" игрока - я отстал всего на два очка от победителя, хотя по развитию в первой эпохе сливал всем без вопросов.
7.5 из 10. Оценка может поменяться на 1 балл в ту или иную сторону. Надо сыграть ещё пару партий. Сейчас я вижу, что Historia - игра с большими возможностями, но с сомнительным балансом. Самая неоднозначная игра за последний год... Этим, пожалуй, она и интересна.
Отвлекитесь чуть от новинок. Terra Mystica между тем взобралась на третье место Bgg. Это очень хорошая, качественная и основательная настольная игра, но даже при всей моей любви к ней, я бы не стал писать про неё сейчас, если бы не свежая партия.
Терра Мистику часто поругивают за отсутствие прямого взаимодействия между игроками. И действительно, в партии на пятерых (!) всем хватило места на карте и никто не жаловался, что его притесняет сосед. Был один мелкий конфликт, но это так - "конфликтишко". Каждый копался в своём "огороде". Милая добрая игрушка? Как бы не так! Все партии в Терра Мистику у нас заканчиваются скандалом. :)
В этот раз мои Алхимики были преданы анафеме за то, что они такие-сякие читеры и могут менять победные очки на деньги. А Гиганты вообще козлы - шагают нахаляву по карте. Потом на мне повисло обвинение, что я главный читер - взял три тайла, приносящих по три очка за постройку торговых зданий и в последнем раунде получал 12 очков 4 раза (3,3,3 за жетоны благословения и 3 по свойству раунда). Да, я изобрёл такую хитрожопую комбу, шёл к ней 4,5,6 раунд и "получил от жизни всё" (update. Такое нельзя делать! Жетоны должны быть разного типа. В правилах не углядели, а ситуация получилась в первый раз.). Меня никто не слушал, что игра сбалансирована и не зря в топе БГГ. В итоге самое смешное: я занял второе место и лишь на 1 очко опередил третье. И это при том, что по-моему мнению идеально действовал этими Алхимиками и мне везло. Так что не всё так просто с этой Терра Мистикой...
9.5 из 10. Лучшее хардкорное евро.
Напоследок кратенько о двух несложных играх, которые прекрасно дополняют друг друга: Limes строго на двоих, Sushi Go для 3-5.
Limes - это Каркассон-Лайт. У игроков есть две одинаковые колоды. Игроки строят каждый своё поле 4 на 4 из карт, вытягивая их по порядку. После этого можно поставить или передвинуть мипла. В конце идёт подсчет очков за миплов. Бесконфликтно, быстро и неглупо.
7.75 из 10. Рекомендуется к локализации. Либо к основательному завозу в Россию каким-нибудь Игроведом. :) Пишите, доставайте их - хорошие игры пусть привозят.
Sushi Go - это драфт в чистом виде + сбор сетов. Ещё более упрощённый Fairy Tale. Подрафтились - посчитали очки за сыграные карты. И так три раза. Прикольный арт.
7.5 из 10. Не стоит ожидать от игры многого. Быстрая забавная игрушка, которая гарантированно будет доставаться, если уж окажется в коллекции. Вряд ли игра со столь примечательным артом будет пылиться на полке:)
Всем удачи и продолжение следует...
p.s это сувенирчики с Эссена...
Хоть убейте, не понимаю восторгов по поводу Five Tribes - оформление тайлов имхо крайне неудачное, от одного взгляда на великое миплостолпотворение на поле рябит в глазах, плюс ещё паралич анализа как побочный эффект.. Игра напоминает Istanbul, который в сравнении c Five Tribes выглядит гораздо более элегантно..
Да нет там никакого паралича (тоже так думал, пока не попробовал) - за партию пару раз подумать придётся дольше обычного и всё. Если уж сравнивать, от у Istanbul реиграбельность стремится к нулю.
Вот как минимум по поводу стремящейся к нулю реиграбельности Istanbul не соглашусь.
Попробую пояснить со своей колокольни. Five Tribes не гениальная игра, если воспринимать её как настольную игру и начать сравнивать с топ-10 BGG. Но ты на неё смотришь, радуешься как ребёнок верблюдикам, тайликам, джинам, сетики какие-то собираешь. Вроде и играешь, делая разные умные и не очень ходы. Потом партия проходит и ты доволен уже просто тем, что сыграл, посмотрел на эту красоту. Это как в 7 чудес - что-то там играешь, получаешь удовольствие от процесса. Кто-там выиграл? А, Маша, ну и отлично... Завтра уже забыл :)
Добавлю: И при этом это очень хорошая игра...
Мне кажется, это можно сказать о всех играх DoW.
зависит от компании. Тот же SmallWorld обычно играется по фану. Но при определенном стечении участников это становится БИТВОЙ за каждое очко и каждую область. ТТР у нас играется не слишком жестко - специально друг другу пути не перекрываем, но тем не менее очень конкурентно.
Но да, и удовольствие в процессе и желание играть снова присущи всем играм DoW в которые играл.
> И действительно, в партии на пятерых (!) всем хватило места на карте и никто не жаловался, что его притесняет сосед.
> Лучшее хардкорное евро.
Первое утверждение как-то не очень соответствует второму.
Почему? Хардкорная - я имею ввиду довольно сложные правила с разными нюансами. На новичка в этой игре вчера было больно смотреть) Лучшая (это моё мнение) на основе того что играл если брать игры с полем. Мало прямого взаимодействия - единственный косячок для меня, но всё остальное по совокупности решает...
Мы просто по-разному понимаем хардкорность. Минимум взаимодействия между игроками, на мой взгляд, это как раз отсутствие этой самой хардкорности.
Очень странный критерий, если честно.
То есть не бывает хардкорных соло? Согласен с Gorthauers, критерий не общепринятый:)
вкусно. ом-ном-ном... прямо все хочу =)
Ещё бы. Евровыставка ж))
Не жадничай. Зачем тебе второй Imperial Settlers?
Как в Вавилоне вообще обе части дополнения уживаются в одной партии? Или лучше все же их разделять?
На вкус и цвет) если триггеров в голове и терпения хватает, то можно замешать хоть все дополнения.
Имхо База+проекты+башня нормально уживутся, так как в башне сбрасываешь карту за кусок башни, а в проектах надо просто пойти нужной картой и заплатить доп налог. Одно другому не мешает)
Продуктивно прошла неделя после Эссена у тебя - отличный отчёт!
Рад, что среди "цивилизаций" выбрал именно Deus. Пока из опробованного понравилась больше всего.
Ну Deus - заслуга твоего предобзора) и плюс акция - 5 евро по предзаказу. Она видится первым кандидатом на следующую игру - всего 8 страниц правил, а вот Алхимики со своим талмудом пока пугают:)
А что ты уже пробовал? В Твиттере я так понимаю не всё
Deus - супер-увлекательная именно за счёт огромного кол-во возможных комбинаций карт, которые становятся твоими действиями.
Сидишь, перебираешь, комбинируешь - прям детский восторг.
Плюс красивая и играется недолго. На двоих управились за 40 минут. Вчетвером будет ну максимум полтора часа.
Так, сейчас вспомню... Если брать ещё новинки друзей, то:
Patchistory
Nations: The Dice Game
Run, Fight, or Die!
Tragedy Looper,
King of New York
Rolling Japan
Sushi Go!
Empire Engine
King's Pouch
Ninja Taisen
Limes
Splendor
Теперь надо поиграть ещё и написать обзоры-отчёты :)
Насчет Deus, играл на Эссене, игра конечно но семь баллов минимум, но есть мысли насчет дисбаланса типов карт, и следующей из этого проблемы в концовке игры.
Грубо говоря, карты в Deus делятся на
Синие - обмен ресурсов на деньги и ПО, и покупка ресурсов за деньги.
Зеленые - получение ресурсов.
Желтые/Оранжевые - получение денег и ПО
Красные - Взаимодействие с варварскими поселениями.
Фиолетовые-Получение ПО в конце игры с достаточно жестким ограничением на количество таких карт у каждого игрока.
Зеленые карты расходятся достаточно быстро, так как ресурсы нужны всем. После чего строятся желтые/оранжевые здания, так как ПО нужны для победы. По мере необходимости строятся красные военные здания. Фиолетовых храмов много не построишь, да и не каждый храм тебе нужен. А синие здания обмена нужно выстраивать в ну очень правильном порядке, чтобы они работали успешно.
В итоге в конце игры в финальной колоде были практически исключительно синие и фиолетовые карты, зеленых не было вообще, желтых/оранжевых две-три штуки в общей сложности, и пять-шесть красных карт.
В итоге в конце игры сидишь и вылавливаешь нужное здание желтого/оранжевого цвета, вне зависимости от его эффекта, чтобы запустить свою цепочку зданий, дающую победные очки. А оно все не приходит и не приходит.