Я не гоняюсь за деньгами, не гоняюсь за плотью,
Нет, черный блокнот — мой идеал!
Пару недель назад, а может чуть больше, в группе «Играем в настолки» народ стал судорожно выкладывать топ-9 настолочек за ушедший 2018 год. Помните? Вот эти бесконечные «Покорение», «Серп», «Брасс» с «Каледонией» и далее по списку. Как на новогоднем столе в советские времена — всё у всех одинаково, ибо везде продают одно и тоже (по блату тоже - палка финского сервелата строго в одни руки). Вот наши гики и сидят на «метадоновой диете». Почему так происходит и хорошо ли это я вам вряд ли скажу, но поддавшись соблазну я тоже перед НГ освежил в памяти прошлый год и выделил девять игр, которые оставили след, запомнились и о которых хочется поговорить.
И вот что у меня получилось:
А теперь тоже самое, но в виде списка:
Обсудим? On y va!
KeyForge: Call of the Archons. FFG и Гарфилд вместе изобретают новую версию МТГ и у них получается. Теперь никаких манакостов, ресурсов и земель. Три фракции в вашей колоде, в ход играем только одну и стараемся быстрее оппонента «сковать» 3 ключа. Заворачиваем это всё в формат силед, придумываем аватарки с названиями в духе «Водопады им. Вахтанга Кикабидзе» и получаем регистрацию полмиллиона колод. Изи катка, бро! А теперь, что не понравилось. Тема. Её нет, ну то есть что-то есть, какой-то дикий смеш-ап, но я к такому равнодушен и никакого сопереживания не вызывает. Аватары. С одной стороны, весь интернет пестрит картинками с типа смешными названиями, самые смешные (из серии «Строгая доминатрикс черных попок») уже забанили как антигуманные, с другой стороны, если бы это были фактурные персонажи, каждый со своим бэкграундом, то, имхо, это было б в разы круче. А так весь этот смеш-ап едет по швам и просто для галочки. Формат «силед». Он чудо как, но вот только у кого-то может быть шлак, а у кого-то колода за 3000 американских долларов. И дело даже не в редких картах, а комбинациях хороших и средних карт. Представьте, что вам рандомно раздали 10 терроров, 4 врасы, 30 орнитоптеров и 2 ллановарцев. Представили? А теперь попробуйте ими выиграть! Да, оппонент будет обвешен цепями и брать на 2-3 карты меньше, но что вы сделайте с этой толпой орнитоптеров?!! Утрирую, конечно, но отсутствие декбилдинга это «Ахиллесова пята» KeyForge — это и дар богов, позволяющий выпускать различные колоды в большом количестве, менять их как перчатки и обмениваться ими, но и уязвимость, так как не в человеческих силах создать ситуацию, когда все эти кадавры будут равносильными. И все-таки это успех! Потому что получилось в принципе, потому что играть в это интересно, потому что есть комбинации, варианты с ОТК и тд. Обязательно попробуйте, если неравнодушны к TCG.
London 2ed. Плодотворный Мартин Уоллес и Osprey Games выпустили вторую редакцию настольной игры о восстановлении Лондона. Оформление, это первое, что приходит в голову при разговоре об этой настолке. Игра красивая, она очень красивая. Начиная с традиционной для Оспри коробки и заканчивая артами карт. Ложка дегтя есть — мне попался экземпляр, где часть кубиков была со сколами, монеты с жутким смещением да и коробка с картами имеют проблемы с цветом и краской. Экземпляр от «МХ», не иначе! Геймплей достаточно простой — за сброс карты из руки разыгрываем карты перед собой, потом активируем верхние карты, затем на них ровно кладем следующий исторический слой и тд. Игра охватывает период времени от «Великого пожара» до начала ХХ века и за час перед игроком промелькнут и гугеноты, и станции метро, и Воксхолл, и корабли Ост-Индской компании. Тематичности этот калейдоскоп не добавляет, должен я вам сказать. Почему авторы не сосредоточились на XVII веке, сделав тему восстановления города после пожара центральной, категорически непонятно. После пятой партии выяснилось, что игра де-факто заскриптована — сначала мы готовимся к финальной, третьей части, копим деньги и нужные карты, потом стараемся набрать больше убер-карт из колоды "С" и запуститься с наименьшими потерями. Выдумать что-то иное, свернуть с колеи у вас не получится. Кто-то скажет «полом», я же отвечу: «фича!». В рамках дозволенного вы будете с огромным удовольствием строить свой Лондон, гадить (по-джентельменски, естественно) оппонентам, комбинировать карты и пытаться даже как-то с пользой использовать карты «попрошаек», что обычно просто засоряют руку и общий дисплей, то есть просто получать удовольствие от игрового процесса. В этом году будет локализация от «Лавки Игр», не пропустите.
Pandemic: Rising Tide. Вы будете смеяться, но до прошлого года я не играл в «Пандемию». Пурква? Ну патамушта тема, потому что кооп. А тут Jeroen Doumen (Индонезия, Зимбабве, Фуд Чейн и прочий хардкор для жителей Ярославля и не только) и Нидерланды. Выполнено красиво, все тонут, невыговариваемые названия, красота! Сыграл несколько партий…Проиграли как в компании гиков, так и обычных смертных. Сложно, и это на обычном уровне. Но я так и не понял зачем в этой игре нужен второй и последующие игроки. Помните Elder Sign? Вот она была зашибенной на iPad, вот этот подбор команды, планирование посещения локаций, прохождение игры на скорость, когда уже постиг дзен. И ровно никакой она была в аналоге. Как в золотые времена ЧГК — за столом сидят шесть человек, все что-то говорят, а отвечает Александр Друзь или Федор Двинятин, ну или Борис Бурда. Вот так и в Пандемии - либо все должны рубить фишку (ну или закрытая инфа или запрет на общение), либо готовься объяснять слоупоку, что надо делать то-то и там-то иначе снег-башка. Так что, дедушка Мороз, будь любезен, сделай версию под iOs!
Как дисклеймер, все игры из этого списка это очень хорошие игры, которые достойны восьмерки по десятибалльной шкале или даже больше, однако рассыпаться в любезностях и хвалить без отдыха что-то не хочется (и так понятно), а вот упомянуть о субъективных недостатках следует, чтобы картинка была более полной. Едем дальше.
Battle for Rokugan. Снова ФФГ. Теперь олдовый ареаконтроль, который прошел мимо топов и не был обласкан прессой. В игре нет огромных (сиречь ненужных) миниатюр, все очень лаконично и с явным уважением к классическим ареаконтролям (я сейчас про начало века, а не Blood Rage или даже Киклады) плюс отличный сеттинг. Правила минимальные, играется быстро, есть место для расчета и блефа, тема передана, реиграбельность лютая, кроме того, на русский его перевели и цена вполне адекатная. Лучший ареаконтроль последних лет. Без всяких «если».
Star Wars: Destiny. Ну да, ФФГ, опять и снова. Теперь ККИ с кубами. Давно на нее смотрел, сразу сказал, что хочу играть, но только после официальной поддержки в России. Поддержка есть, я играю и остановиться не могу. Для меня это лучшая игра 2018 года, в которую я готов играть всегда и везде. Есть констрактед, есть лимитед, представлены все варианты архетипов: от милла до аггры. Умная, реиграбельная, чуткая на скилл. Минусы? Для меня основной минус в небольшом сообществе, из-за чего нельзя толком меняться картами, а турниры в Москве собирают человек 6-8…Официальная поддержка также недостаточна. Относительно дороговизны ККИ скажу так - на российском Национале Алексей Людофан вошел в топ-16 среди 40 игроков с колодой Тир-2, которая стоит условную 1000 руб. Я считаю, это показатель. Еще раз — лучшая игра 2018 года!
Black Angel. Евро-хардкор от Дюжардена (здоровья ему!). Как недавно писали в одной классной статье, ради нее вместе с тещей ездили в Дижонский лес и мне понра! После выхода Solenia можно говорить, что «Ангел» это микс идей из «Труа» и Solenia - из одной общие кубы, их активация и локации, из другой - динамическое поле. Очень хороший проект, который я жду который год и надеюсь дождаться в следующем.
Falling Sky: The Gallic Revolt Against Caesar. Обожаю такие длинные названия, ну прям Heaven Knows I'm Miserable Now или нечто подобное. Скажу честно, в игру не играл, продрался сквозь правила, жду часа, когда можно будем собраться и поиграть. Если коротко, это репринт очередной игры от GMT по системе COIN, можно сказать, что ареаконтроль, но для ультра-задротов с асимметрией и про Цезаря в Галлии. Компоненты огонь, игра огонь, ждал ее два года и дождался. Так что сделаем номинацию «Жди меня им. Игоря Кваши» и поставим в to do.
Gaia Project. Внезапно, но мне очень понравилась эта переделка «Терры Мистики». Стало логичнее, симпатичнее, все также реиграбельна (и даже лучше), оформление в стиле второго Ориона меня тоже покорило, так что хочу еще сыграть, а лучше сесть и день потратить на разбор игры и рас, посмотреть на начало игры, середину, а затем уже поиграть несколько полноценных партий.
Carthago: Merchants & Guilds. Немецкая игра 2017 года от автора «Грузи и вези», «Пелопоннеса», недавней Pandoria и тд. Для меня это был чистой воды блайндбай, причина покупки - тема и оформление. В итоге заставил всех знакомых гиков переиграть в нее, а потом и написал обзор. Для кого-то евро-сухарь, для меня же тематичная игра с обилием любимых механик и элементов - тут и розыгрыш карт разными способами, и планшет из Ганзы Тевтоники, и выбор действий, и ограниченное количество раундов, за которые все успеть невозможно. Игра очень требовательна к расчету, при этом выдерживает озвученную тему - игроки борются за места в порту, пускаются в пиратские плавания, тратят деньги за места в городском совете. Хорошо масштабируется, вариантов развития несколько (новички все прут в войну, набирая очков 30-40, сам через одну лишь торговлю уходил за 60, а можно и на политике набрать 70+). Всем не понравится, но подобного за последние годы не выходило в принципе, поэтому возьмите на заметку.
Добрый вечер.
Не подскажете по правилам?
В случае нападения двух кланов не провинцию, которая контролируется третьим. Сравниваются сила каждого клана отдельно или общая сила атакующих кланов с защищающимся?
Второе кажется более логичным (как бы два клана объединились в атаке на третий).
в правилах ж пример есть. не складывается
Спасибо.
Просто кажется же логичным в игре с дипломатией: два клана объединились против третьего. Ну нет так нет
Вроде бы нет
Как же мне нравится ваша манера изложения! Особенно присутствие цепляющих оборотов речи, а это для меня всегда очень важно)
Ну и конечно надеюсь, что когда-нибудь сыграю в Black Angel, чтоб самой составить впечатление)
Я так понимаю, что Дженкон или Эссен теперь как отсечка выхода игры.
Надеюсь, что они выпустят в том виде как хотели - с чумовыми корабликами, куда вставляются дроиды и Legacy элементами
Респект за falling sky. У меня схожая ситуация с Pendragon: The Fall of Roman Britain
Эммм, а какая с ними проблема? И в FS, и в Pendragon по половине рулбука отведено под соло-правила. В FS даже попроще, насколько помню - можно даже без блок-схем разобраться.
В Pendragon вообще обе варварские фракции (из четырех требуемых) очень удачно управляются картоном: практически постоянные рейды и бои, остальное весьма редко выпадает. На бгг где-то рассказывали, что для соло оптимально играть за обе бриттские фракции против двух "варварских" ботов - мне показалось оптимальным вариантом после не особо удачных попыток играть за саксов против трех ботов.
Это я к тому, что с рулбуком в 20 страниц + эррата, количеством опций на уровне ферм Розенберга, десятком треков, неочевидными стратегиями, меняющимися на ходу победными условиями и мрачной темой (в Pendragon особенно) вряд ли стоит ожидать очередей из желающих сыграть)) Лично я сразу брал под соло: да, теряется уровень дипломатии, но остается добротный консим на 3-4 часа, дающий эмоций и удовольствия на уровне многочасовых компьютерных игрищ.
Может, "Корни" и намеки на локализацию чего-то из COIN ситуацию изменят) Кстати, не известно еще, что именно будет?
Я все-таки хочу компанией и регулярно, как раньше в СК. Игра как бы располагает )))
Соло- не совсем то. Даже скорее совсем не то. А для запуска в компании не хватает уверренности в базовых правилах.
В целом, я понимаю ваше отвращение к соло-пасьянсам)) Только здесь немного другой случай: http://www.insidegmt.com/?p=16740
Если кратко, ботов здесь пытались сделать на основе оптимальных, с точки зрения механики, игровых решений. Поэтому здесь игра за ботов, на мой взгляд, продолжение обучающей партии и показывает, что для фракций первостепенно и в каких ситуациях. Получается, что кроме разрешения всегда совершать "полные" действия, боты играют по базовым правилам и помогают их запомнить.
Да играл я в него соло. Все равно не совсем то имхо. Хочется именно состязания разумов
А какая цена на Рокуган будет? А то я нигде не нашел
Что-то в районе 2К
Вау, ты меня ОЧЕНЬ обрадовал!
ого, цена прям шоколадный шоколад в шоколаде)
Ага, Милка с Линдтом в одной обертке))))
приправленная риттер спортом!))
Добавить в топ игру, в которую не играл? Серьезно?
Если ты ее полтора года ждал, долго мучительно заказывал, а потом столько ждал к получению, то, наверно, есть повод сказать?
Вступление читал?
Читал.
Играть во все сейчас моветон. Главное на волне хайпа не глядя поучаствовать в кике игры про которую нет никакой инфы, ждать, обсуждать игру в сети высталять оценки, писать про нее статьи исходя из описаия компонентов,по ходу натолкнуться на новые ещё более интересные кики, почитать кучу обзоров и видосов, разочароваться спустя пару месяцев и выставить на продажу ещё не пришедшую игру, чтобы опрадать средства вложенные в другие игры.
Зато "не как у всех"!!
В Марс, кстати, играл в этом году. Несколько раз, больше подобного не повторится, обещаю!
Брасс...Мы о нем писали в Past.Perfect за 2007 год (https://tesera.ru/article/pastperfect2007/). Собственно это, действительно, лучшая игра Уоллеса, но новая версия не понравилась оформлением, в коллекцию ее не хочу
Ничего себе, именно по этой причине сам обошел проект по локализации, из-за оформления новой версии. Я, конечно, всерьёз не думал, что "один я такой", но впервые на озвученное мнение такое наткнулся.
Ага ) эстетствующий сноб ) Паша верен себе )
semper idem)