Я слишком ленив, чтобы писать отчёты за прошедший год. Напишу-ка свои мысли на различные настольные и не очень темы.
1) О времени партий
В конце 2016 - начале 2017 года мы сыграли около десяти партий в ТИ 3, постоянных участников было 2-3, и по 3-4 новичка. И если первые пару партий не удавалось закончить за 8 часов, то продолжительность последних была около пяти. Одну на пятерых игроков сыграли и вовсе за 3 с половиной.
К чему это.. Часто наблюдаю, как люди жалуются, что продолжительность не совпадает с указанной на коробке, или в обзорах, или с их ожиданиями.. странно это. Орлеан играют за четыре часа, Покорение марса за пять, Проект Гайя за шесть. Лично был свидетелем игры в Seasons, которая длилась 4 часа. Друг рассказывал о партии в Race for the Galaxy на четверых, и тоже четыре часа! Четыре часа, в филлер, пусть и достаточно умный, но филлер. И это не только потому, что люди играют в первый раз. За четыре часа мы втроём успеем сыграть в Великий западный путь + Покорение марса + попить чай.
Внимание! Кэповские советы, как сократить время партии в два-три раза, если Серп вам кажется монстром на целый вечер, а Замки Бургундии усыпляют к концу третьего часа игры:
а) Если игра новая, ознакомьтесь с правилами заранее. Скиньте правила своим друзьям в личку, попросите прочесть по возможности. Даже если некоторые вскользь пробегутся по ним глазами, все равно будет гораздо проще потом им объяснять.
б) Заранее продумайте схему, по которой вы будете объяснять правила, особенно если уже знакомы с игрой. Просто зачитывать книгу правил - плохая идея. Приводите запоминающиеся примеры и аналогии, шутите, пляшите - сделайте объяснение правил интересным процессом.
в) Привлекайте всех игроков к подготовке игрового поля, сортировке жетонов и прочим подобным вещам.
г) Сделайте так, чтобы часто используемые компоненты ( монеты, ресурсы) было удобно брать любому игроку. Если нужно разделите их на два-три "банка".
д) Назначьте игрокам обязанности. ("Вася, ты двигаешь игроков по треку технологий. А ты, Петя, по треку ПО. А Инна отмечает жетонами выполненные действия энергии и ККИ")
е) У нас в компании принято словами объявлять, какое действие и как именно совершаешь. Громко и четко. ("Я трачу две руды и три монеты, чтобы построить трейдинг пост вот здесь. Петя может зарядить энергию. Вася, твой ход.")
ж) В ожидании своего хода размышляйте над своими дальнейшими действиями, над возможными действиями соперников, и что вы будете делать в ответ. Это очень важно, и очень сильно ускоряет игру.
з) Есть особая категория людей, которых хлебом не корми - дай поспорить на тему трактовки правил. Все спорные вопросы можно записать и забегегешить после игры. На крайний случай и во время оной, если вопрос, например, один, или какой-то уж совсем ключевой момент. Не спорьте из-за мелочей. Договоритесь, как будете трактовать правило в конкретно этой партии, а после выясните, кто же был прав.
и) Позволяйте игрокам исправлять свои ошибки, но только в пределах разумного. (Например, если в конце раунда выясниться, что Вася забыл получать по четыре очка за каждую шахту, которую построил на Гайя-планете, то, конечно, надо бы ему их начислить. Или Инна в середине раунда вспомнила, что не получила ресурсы с жетона технологии в фазу дохода. Это нормально. А вот позволять ли перестраивать в планетарный институт другой аванпост задним числом - это большой вопрос. Я бы не стал.)
к) Есть некоторая проблема, если один из игроков думает над ходом гораздо дольше остальных. Это очень сильно снижает общий темп игры. И дело не только в продолжительности его размышлений, но и в том, что все остальные невольно отвлекаются от игры, ритм сбивается, мысли путаются, после зачастую приходится заново выстраивать планы и опять же тратить время. Если игрок не отвлекался от игры во время хода других участников партии, не сидел в телефоне, то я склонен терпеливо подождать. Да и со мной такое случается. Я в таких случаях предупреждаю всех за столом, что у меня сложный выбор, и мне сейчас нужно подумать. Ещё я применяю такой прием: описываю ситуацию вкратце и причину своих раздумий, таким образом привлекая других игроков к дискуссии и поддерживаю вовлеченность в процесс игры.
л) Порой проблема кроется в неоптимальных стратегиях игроков. Это касается игр, которые заканчиваются в момент выполнения игроками некого условия. У нас были разок проблемы с этим в Архипелаге, а где-то совсем недавно видел, как Марс терраформируют в течение 15 поколений на пятерых. Совет в таком случае прост: играйте чаще, и вы поймёте, как работает игра, и как правильно в нее играть.
2) О балансе и его исправлении
Я люблю баланс. Обожаю. Могу размышлять о нем часами. Однако, не вижу никакого смысла заниматься подобными размышлениями, если планируешь сыграть в игру 1-2, или даже 10 партий.. Недавно познакомился с девушкой, у которой около сотни игр в коллекции. При этом половина ещё не играны, а вторая половина по 2-3 раза. И вот, она спрашивает как у игры Х обстоят дела с балансом и реиграбельностью. Девушка замечательная, с ней приятно играть, и вообще.. но WTF?! Какое тебе дело до баланса? Какое дело до баланса коллекционерам?! Только чтобы быть уверенным, что у тебя в коллекции “качественные” игры, что ты заплатил деньги за что-то стоящее..? Странно.
Я люблю изменения, особенно изменения в лучшую сторону. По-моему всегда есть какие-то недочёты, которые можно было бы исправить.. После издания игра начинает жить своей жизнью, и вскрываются многие вещи, которые не были учтены при тестах. Да и банально можно собрать очень много статистики, особенно, если есть онлайн-реализация игры.
Пример 1: Факиры стабильно проигрывают остальным расам в Терра Мистике. Статистику приводить не буду, но поверьте, она достаточно убедительна.
Пример 2: В третьем дополнении к RFTG появился престиж, и огромное количество игроков признают, что его влияние слишком велико в игре. Т.е. в подавляющем большинстве случаев, ты должен отдавать приоритет картам с престижем, если таковые имеются. Разумеется, если выиграть хочешь.
Примеров таких огромное множество, но вот что интересно: не наблюдается тенденции среди разработчиков настолок к исправлению подобных недочетов.. Почему? Я знаю, это не так просто сделать, я знаю, это кусок работы, за который тебе не заплатят. Я знаю, что коробки с игрой уже напечатаны и второго тиража, возможно, уже и не будет. Но все же.. Почему? Особенно, если у игры есть активное сообщество. Если каждый день играются тысячи новых партий, как в тот же RaceFTG на BGA. Почему бы не предложить вариант правил, чтобы люди могли при желании играть с ним?
Порой, на форуме БГГ авторы отвечают на различные вопросы комьюнити. И по правилам, и по вопросам исправления баланса. Но далеко не всегда издатели/фанаты/авторы, или кто там должен/хочет/может этим заниматься, выпускают даже FAQ к играм. Не говоря уже о неофициальных вариантах правил, пусть даже от самого автора. Почему?
Сейчас произойдет невероятное, но.. похвалю русскоязычного издателя Интаглиф, и подход автора к игре Бестиарий Сигиллума. Он общается с игроками, проводит турниры, на основе результатов голосований игроков и статистике побед-поражений изменяет баланс в игре. Вышла вторая редакция игры, с уже измененными карточками, а владельцы первой могут заказать себе новые карточки за чисто символическую сумму.
Ладно, ты автор популярной настолки, у тебя времени нет, или желания дорабатывать свою игру, да и вообще.. твоё право! Согласен на все сто! Ну, так поручи это дело кому-нибудь.Кому доверяешь. Знакомому бета-тестеру, фанату, который играет лучше тебя. Согласитесь, было бы желание.. Но его нет. Почему?
Маленькое разъяснение: все эти “почему”.. это не “почему” обиженного настольщика, который жаждет восстановления справедливости, а “почему” простого парня, который хочет разобраться в ситуации. Ну или хотя бы узнать мнение таких же простых парней как он сам.
3) О Тесере
Моя жена любит настольные игры не меньше меня, и разбирается в них отлично. Но она боится писать на Тесере даже комментарии, потому что опасается негативной реакции от местного комьюнити. И я знаю ещё двух девушек, которые не пишут по той же причине, но всегда готовы обсудить вживую, или в том же ВК в переписке те или иные игры и все что с ними связано. И я уверен, что этот страх присущ не только девушкам. Кто виноват, и что с этим делать, я не знаю..
Частенько захожу в карточки любимых игр, смотрю, что пишут люди. Редко там встретишь комментарии, не связанные с пояснением правил или личным мнением об игре. Хочется какого-нибудь общения именно на тему самой игры, тактик, стратегий, вариантов правил.. и.. нет этого. Нет аналитических статей. Как-то пусто, что ли.. В итоге иду за всем этим на БГГ, и бац! встречаю там знакомые ники пользователей тесеры, которые вовсю обсуждают с нашими забугорными коллегами все эти интересные вещи.
Пожалуй, единственный выход из ситуации самому инициировать подобные обсуждения и писать статьи, и не ждать, пока это сделает кто-то другой. И пытаться не думать, что это никому не нужно. Нужно, я уверен!
ПС. Извиняюсь за оформление, но у меня с телефона даже абзацы проставить не выходит. Но я пытался.
1. Хорошие мысли! Но все мы знаем, что всегда будет «Петя» или «Вова» или «Олег», который будет дооолго думать над своим ходом, но мы смирились, и просто не зовем его на определенные игры. А ещё бывает «Миша», у которого подгорает, если не заходит карта и он бросает игру до ее конца с чувством несправедливости ко всему миру… и вот такой игрок меня бесит гораздо больше, чем тот, кто затягивает партию. Черт побери, я хочу доиграть партию до конца и посчитать жетончики!
2. Было бы удобно на Тесере иметь отдельную ветку к играм на обсуждение механики, а не на поиск в сплошном ряде комментариев под карточкой игры…
Хы, у меня больше муж коллекционер, постоянно пытаюсь его заставить продать игры, в которые мы не играем или играем совсем не мы (типо утащено в клуб, а они там её заигрывают до дыр в картоне =)) .
3. Менталитет у наших людей такой что-ли? Поганистый. В свои времена для меня были прям показательными сервер еу и ру на дейзед или варзед: на евро заходишь, там выживальщики все в чате общаются, зомби мочить вместе предлагают. Заходишь на ру сервак, а там сразу выстрел в голову и лутают твой труп. Вот так и тут, то единички ставят, не комментируя свои действия, то гадские комментарии, не связанные с игрой пишут =) В общем, хочется конструктивного общения, а получается… Так, что отлично понимаю боящихся хоть как-то отписать свое мнение на Тесере (сама себя мысленно пинок даю написать о том, что понравилось). При этом запрещать ставить оценочки и писать комментарии не хочется – ибо это единственный показатель, что вроде твои мысли читали и могут поддержать какое-то общение =)
А отзывы об играх читать хочется, особенно о не хайпораздутых, чтобы почитать 1. На родном языке 2. Почитать мнение человека такого же как ты с таким же бэкграундом/возрастом/семейным положение/ с похожими предпочтениями в играх, судя по его списку 3. Почитать живое обсуждение.
1) по правде сказать, ещё ни разу не встречал человека, который бы бросал игру на середине, потому что ему не зашло. один раз, правда, я сам попросил разрешения не делать последний ход в.. омг, я забыл как называется эта игра про пиратов.. потому что мой корабль потопили и все золото забрали, а следующий ход был последним, и никаких шансов уже не было в принципе. да и долго думающего игрока встречал всего одного за все время. правда, он, точнее она, хорошо играла
2. Надеюсь, на тесере 2.0 сделают что-то с комментариями под карточками. Может ещё и кнопку какую присобачат - вжух - и ваша игра продана без смс, и регистрации, и одобрения мужа.
3. по правде, я думаю, что на тесере есть множество замечательных людей. может им стоит быть чуть поактивнее разве что. а в остальном полностью согласен. так-то я и бгг частенько с гугл транслейтом читаю.. неудобно.
Вот бывают такие ребята...редко, но метко. А бывают и наоборот стойкие солдатики =)
Был у нас такой случай лет так не соврать бы шесть что-ли назад, играли Рекса с теми кто был в клубе, так вот чтобы дотянуть до максимума игроков взять тотального новичка да ещё и лет 12ти на вид (ну мб ему и 14 было, но не больше). Так вот в первой же битве он подчистую слил всю свою армию на предателе-командире, и сидел нахохлившись и глотая слезы. Однако не бросил, вступил в альянс, по сусекам наскреб ещё войска и затащил последний выигрышный бой в альянсе!
1. Играл как-то в Эпичные схватки... и в момент когда один тип начал разыгрывать свое заклинание, ему сказали что нужно было сперва прочитать его название, так что оно не срабатывает, так вот этот тип сказал что мы не умеем проигрывать и ушел из-за стола небрежно бросив карты в сторону сброса.
Так же не редки случаи когда игрок просто забивает и играет на "отвали" потому что вначале пошло не по плану.
Некоторые не умеют сдерживать свой гнев и адаптироваться к случившейся ситуации.
По первому пункту - считайте, Вам просто повезло.
Если кто-то боится высказывать свое мнение из-за того, что "а вдруг плохо воспримут", значит он сам не уверен в этом своем мнении, значит пусть и держит его при себе. А то развелось, понимаешь, special snowflakes, которых пальцем не тронь.
Хм. Одно дело иметь мнение, и совсем другое желать или не желать высказывать его публично. Я очень часто и сам не оставляю те или иные комментарии, даже имея твердую позицию. Порой проще промолчать, и поговорить об этом с другом в личке. Вас окружает множество скромных людей, которые склонны не высказывать своё мнение первому встречному. Тем более если он негативно настроен.
Вот я про это и говорю.
1) Длительность партии сильно выше заявленной также может возникнуть из-за неправильной интерпретации правил. Или сознательного применения хоумрула ради проверки, как игра будет работать. Если есть время специально под игру, и за партией оно пролетает незаметно, никогда не жалуюсь на то, что затянули. С д) немного не уверен - не упустят ли игроки свою "зону ответственности". е) - моя мечта, сам всегда так делаю, чтобы не тратить внимание сверх необходимого на отслеживание хода противников. К сожалению, большая часть людей, с которыми играю, к такому не склонна.
2) "всегда есть недочёты, которые можно было бы исправить" Не уверен, что всегда. Некоторые игры имеют предельно простую механику и какие-то правки в них приведут к усложнению и фактически новой игре.
Тенденции к повсеместному исправлению скорее всего нет в силу того, что авторы работают над новыми проектами, а какие-то перекосы оставляют, прекрасно сознавая, что их захоумрулят игроки. Представим, что автор услышал/прочитал о недочёте. Его действия? Ему необходимо протестировать игру с изменением и посмотреть, не сломалось ли что-нибудь ещё, и действительно ли правит нововведение баланс. А силы, время и средства направлены на новый проект. Чаще всего правки возникают при работе над дополнением, там вскрываются и подчищаются шероховатости.
А вот как раз похвалить выход переизданий игр с исправленными ошибками рука не поднимается. Прямо чувствуешь, что поработал даже без "спасибо", заплатил за такую возможность и остался на руках с недоделкой. В мире компьютерных игр честно говорится о том, что продукт ещё в разработке, и ты знаешь, на что соглашаешься.
"владельцы первой могут заказать себе новые карточки за чисто символическую сумму"
Где их можно заказать?
3) Этот пункт явно должен был разделиться пополам. Соглашусь, что общение в группах vk, bgg, личке на удивление конструктивнее, продуктивнее и банально приятнее. Однако, это не значит, что ваши знакомые должны сдерживаться.
Обсуждение тактик, стратегий, вариантов правил возникает у тех, кто наигрывает много партий в одну игру. Обычно такие люди создают свои группы и там уже разматывают эту тему.
2) Дело не столько в исправлении ошибок, сколько именно в мелких исправлениях. Да, есть моменты, которые вот так сходу исправить точно не выйдет.. но почему бы не исправить то, что можно? Тем же факирам за полёт давать не 4 очка, а 5. Хуже от этого никому не будет. Или не давать лидеру по престижу бонусное очко каждый раунд в РФТГ, а то как будто всех остальных преимуществ престижа мало. Ну хоть что-то!
А карточки можно было заказать в группе в ВК. Не знаю, можно ли до сих пор.
2) Тут уже вопрос оповещения. В турнирных играх с этим проще. Но вряд ли рядовой обладатель Терра Мистики или пресловутого дополнения к RftG после каждой сыгранной партии исправно мониторит сайты, форумы и темы на предмет обнаружения новых авторских откровений. Также ничто не даёт повод думать, что у издателя есть выходы на каждого купившего его игру напрямую.
Спрошу там, спасибо.
Не надо бояться сообщества. Достаточно одеть химзащиту. :) А если без шуток, то вряд ли сообщество Тесеры отличается от других компаний по интересам. Везде есть свои старожилы-ворчуны, вечные тролли, восторженные новички и админ, который бегает за ними с бан-хаммером. Так что, если у вашей супруги действительно есть желание писать на Тесере, то пусть отбросит страхи и смело вбрасывает.
Вопросы обсуждения баланса игр, какой-либо их другой специфики - скользкие темы на Тесере. Предъявив претензии игре, у которой есть много почитателей, вы рискуете встретиться с тонной негатива, насмешек и оригинальных шутеек в стиле "А чего так много сыграли, если игра плохая? Ну-ну". Такое положение дел отбивает желание писать статьи чаще, чем раз в сто лет.
я ей то же самое говорю. не работает.
ничего не скользкие, если говорить спокойно и аргументированно, и не вестись на провокации, то вполне можно донести своё мнение. не до тролля-оппонента, конечно.. но до многих пользователей, которые прочитают ваши комментарии.
помните, та статья ССС про Орлеан - это как раз то, чего бы мне хотелось на тесере побольше. и пусть я даже был не согласен с его мнением, все равно. мне теперь вот малость совестно.. вдруг я сам отбиваю желание писать у людей своим несогласием? надеюсь, что все-таки нет. возможно, нужно просто как-то поспокойнее учиться все это обсуждать, всё-таки не дикари ж поди.
Ничего в этом страшного нет! Даже несмотря на то, что я в играх не разбираюсь практически абсолютно, ни одного негативного коммента не было к моим постам)
так может поэтому и не было негатива, потому что никого не задели своим мнением) знаете ли, всегда найдутся противники, если четко обозначить свою позицию.
Но единиц статье много влепили )))))
То есть тратишь месяц, чтобы попробовать стратегию на разных оппах, анализируешь с тиммейтами, неделю пишешь, а в итоге?..)))))
Я то норм отношусь, но кто-то может и плюнуть
Статья то хорошая и пишете вообще хорошо, но не любит вас народ видать за чрезмерное.. высокомерие что-ли.
Да ну, какие единицы? Восемь средний балл у той статьи.. даже от меня семёрка стоит) Разве в оценках дело? Мне кажется, как автору, приятнее когда люди активно обсуждают написанное, нежели молча десятки ставят.
Если жене не комфортно общаться, будучи "в химзащите", то ваши убеждения не помогут. Помогла бы более дружелюбная обстановка (тут я по себе сужу - тоже стараюсь в комментарии не лазить и пишу обычно ответы по правилам).
Замечательная статья, большое спасибо за высказанные мысли, особенно за второй и третий пункт! Плюс Вам в карму за всё. :)
К 1.л я бы добавил ещё одно - для уменьшения даунтайма, и если игрок не может найти оптимальную стратегию или несколько ходов подряд явно допускает ошибки, поступает нелогично, не выгодно, а может даже в убыток себе... Подскажите ему, помогите, дайте совет, особенно, если это новичек. Лично мне обыгрывать новиньких игроков совершенно не интересно, а вот посоревноваться на грани, когда каждое очко и каждое действие заставляет хорошенько подумать и может решить исход всей партии - вот где удовольствие.
Помогите игроку и он сделает Вашу игру интереснее и сам будет увлечен процессом, не чувствуя себя бесполезным.
И сыграет с Вами ещё много-много партий в эту игру, а не побежит писать на Тесере, что нет баланса, игра не очень, продаю свой экземпляр. :)
У нас так было с Одином, я то игру ждал и читал про нее как играть. В итоге когда стали с женой играть я легко выигрывал и ей было не интересно играть так как она только училась.
В итоге сыграли одну партию где я все свои мысли и решения проговаривал почему так делаю что хочу. Этого хватило чтобы потом играть уже на равных, в разные стратегии в Одине.
Да, тоже стараюсь помогать. Да и просто так веселее, особенно если давать советы новичку заговорщицким шепотом против другого бывалого игрока за столом) И контакт наладить помогает.