С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
После того, как я прочитал откровенно провальный отзыв на эту игру (в смысле, игра была подана как провальная, а не сам отзыв), я задумался: а встречались ли мне за два года моего увлечения настолками реально провальные игры? Оказалось, что не встречались.
Естественно, ассортимент игр, в которых мне довелось поучаствовать за это время, ограничен. Но в любом случае это куда больше полусотни штук. Среди них были такие игры, в которые у меня не возникало желания сыграть ещё раз. Были такие, в которых мне не понравилось оформление, или тематика игры к её механике была притянута за уши. Но вот такого, чтобы открыть коробку, посмотреть на компоненты, пробежаться по правилам, сделать пару ходов и сказать: «Да не, ребята, это полное Г., давайте это спрячем куда-нибудь подальше и потом потеряем», — ну хоть убей, не помню.
Вот мне и интересно, что же должно настолько отталкивать от игры? Возможно, это конкретная приверженность человека играм одного жанра или одной тематики? Знаю по клубу, что настольного «гопничка» с «Манчкином» под мышкой очень сложно усадить за «Агриколу» или «Серп», а «интеллигента» с «Серпом» и «Агриколой» практически невозможно заставить играть в «Манчкин». Но сажали и заставляли — и народ не плевался.
Возможно, это характер игрока? Ходила к нам на игротеки девушка, которая слова произносила ровно в том количестве, которое было необходимо для игры в сухое «евро» типа «Терры Мистики» — то есть чуть больше нуля за пару часов. Представить такого игрока за столом с «Футуриумом», действительно, просто невозможно.
Ну вот, собственно, добрались мы до «Футуриума». Игра от компании Muravey Games, которую мне посчастливилось выиграть под Новый год, представляет собой жанр «бла-бла-бла», пытаясь втиснуться где-нибудь промеж «Диксита» и «Алиаса».
Будущее нас ждёт пипец какое — намекает коробка
Начнём, по традиции, с компонентов. Одна из главных претензий к игре в том самом провальном обзоре была адресована к их количеству. Нафига в этой игре столько карт и жетонов, вопрошал автор? Ну, действительно, казалось бы, достаточно и одной брошюры с правилами. Плетите себе фантастические истории о далёком будущем, решайте, чья из них вам понравилась больше — усё, тут профит.
Отчасти я с этой претензией согласен. В игре четыре типоразмера карт. ЧЕТЫРЕ, КАРЛ! То есть, чтобы уберечь её от жЫрных рук, нужно приобрести четыре разные пачки протекторов — однозначно, эта тема была пролоббирована производителями целлофановых кармашков. Колоды карт несут разную функциональную нагрузку (по крайней мере, три из четырёх), но двух размеров, на мой взгляд, было бы вполне достаточно. Радует хотя бы то, что клипбаксы для хранения всего этого добра также присутствуют в коробке.
Помимо карт, в комплект игры входят жетоны «оппонентов», песочные часы, кубик и правила.
Теперь как раз поговорим о правилах. Они просты и незатейливы. В зависимости от количества участвующих игроков (их может быть от 3 и до 7), игра продолжается определённое количество кругов. Каждый игрок за круг один раз побывает рассказчиком и поведает окружающим о том, как бы выглядел какой-то объект в далёком будущем. Объектов в игре 300 (60 карточек по 5 штук), а выбирать, о каком именно рассказывать, придётся с помощью D6 (на шестёрку игрок может выбрать любое слово из пяти).
О словах — некоторые из них действительно забавны, а некоторые дают огромный простор для размышлений (рассказывать о самолётах и магазинах будущего можно явно дольше отведённой минуты). Некоторые же вызвали у меня лёгкое недоумение. Спросите у своего двенадцатилетнего ребёнка, как в будущем будут выглядеть бюрократия, биосфера и день сурка — примерно 50 % детей в ответ спросят, а что это?
После того, как рассказчик закончит своё повествование, у других игроков есть шанс предложить свою теорию будущего о том же самом объекте, получив при этом жетон «оппонента». Рассказчик сам выбирает такого игрока, если желающих несколько, но при этом должен отдавать предпочтение тому, у кого жетонов «оппонента» меньше. Если желающих возражать рассказчику нет, тот берёт себе карточку «без вариантов», которая принесёт ему гору победных очков в конце игры — молчать здесь невыгодно.
Как только рассказы закончены, каждый игрок, не участвующий в них, берёт три карточки «голосования» с цифрами 0, 1 и 2 и втёмную отдает одну или две из них рассказчику, а оставшиеся оппоненту, исходя из того, насколько ему понравились их версии будущего. Раздача ништяков втёмную частично снимает проблему «у Васи много очков, дам-ка я ему 0, а у Пети мало, он получит и единичку, и двойку» — хорошее решение, мне понравилось.
После этого раунд завершается, рассказчиком становится следующий игрок, и так до окончания нужного количества кругов. Затем, как нетрудно догадаться, игроки вскрывают полученные карточки «голосования» и подсчитывают свои очки. Карточки «без вариантов» приносят столько очков их обладателю, сколько игроков находится за столом. Кто отгрёб больше баллов в итоге — тот и молодец.
Усложнить игру призваны карты «будущего» и «карты событий», задающие свои начальные условия для рассказа, которых рассказчик вынужден будет придерживаться, но от которых можно и оттолкнуться, как от небольших подсказок. При этом, в зависимости от выбранного режима игры, эти карты могут использоваться как по одной, так и по несколько, меняться каждый раунд или оставаться на столе в течение всей игры. Представьте себе подводную лодку в мире, в котором больше не осталось металла!
Пашем, как рабы на галерах, живём под землей... Как в таком будущем будет выглядеть море? Правильно — никак.
Общее мнение об игре: игра неплохая. Да, у неё есть свои недочёты, которые можно будет решить при переиздании (заклинаю, издатели — оставьте два размера карт), но в целом это годный продукт, имеющий своё право на жизнь (на будущее, в смысле). Даже на дополнения в небольших коробочках игра имеет право (300 объектов после 10–15 партий всё-таки приедятся и примелькаются).
Но — и это очень важное «но» — это игра для очень ограниченного круга людей. На пьянки-гулянки её не возьмёшь, как тот же «Алиас». В кругу малознакомых лиц без особого повода она тоже не зайдёт — народ будет мяться, киснуть и зажимать свой полёт фантазии. А вот в компании друзей преимущественно с высшим образованием, либо с большим опытом просмотра и прочтения фантастики «Футуриум» пойдёт на ура. Да и на всяких тренингах-шменингах для развития воображения у подростков игра будет весьма востребована.
Ну и главное — игра-то наша. И это не очередная сферическая «Монополия» в вакууме, а достаточно оригинальный продукт. Не пинайте его ногами, если он вам не понравился — просто вы не целевая аудитория. Не забрасывайте коробку с игрой в недра шкафа, а подарите тем, кто будет в неё играть. Подарите «Футуриуму» будущее.