Июнь мы провели, запершись в погребе ближайшего магазина "Мира Хобби", ну а после того как все бочонки с мёдом опустели, настала пора отправиться в гости к Братцу Кролику. На игротеке были опробованы: "Пандемия", "Звёздные империи", "Доминион", Splendor, а в более спокойной обстановке - Dungeon Twister 2: Prison и Seasons.
Хозяева игротеки для себя распаковали горячую новинку Forbidden Stars, девочкам предложили столь же тёпленькую локализацию "Замков безумного короля Людвига", мы же с Л. глотнули воды из-под крана и уверенным шагом прошли в̶ ̶б̶и̶б̶л̶и̶о̶т̶е̶к̶у̶ в соседний зал, знакомиться с классикой согласно намеченному заранее плану.
По прочтению правил "Пандемии" (Pandemic) мне показалось, что игра больше рассчитана на четверых. Всё, что меняется в раскладе на двоих - каждый получает в стартовую руку четыре карты, а не две. Один раз. Оказалось же, что увеличенная начальная рука почти сразу же позволяет закрыть одну из болезней (в нашем случае - чёрную), через несколько ходов мы нашли лекарство от жёлтой, ну а потом осталось лишь вальяжно расправиться с синей и красной и почивать на лаврах. Даже специально ради интереса сделали вспышку эпидемии в Эссене, просто чтобы посмотреть н̶а̶ ̶п̶ы̶л̶а̶ю̶щ̶и̶й̶ ̶"̶Ш̶п̶и̶л̶ь̶"̶, что это такое.
После ознакомительной партии мы убедились, что это навороченный "Запретный остров" (с ещё более усложнённой передачей карт от одного игрока другому). Неплохая вроде бы игра, но то ли было слишком просто, то ли мы уже привыкли к милым локациям "острова", в общем не могу сказать, что были в восторге. Хорошо, что в своё время удержался от заказа вслепую.
После "Пандемии" у нас по плану был "Доминион"/Splendor, однако ни того, ни другого в наличии не оказалось, и нам предложили попробовать "Звёздные империи" (Star Realms). Я её как-то с радаров исключил, т.к. она колодостроительная (читай: колодотасовательная), с космической тематикой (которая "в нашей стране плохо продаётся", плюс вызывает у Л. зевоту), ну и судя по всему довольно агрессивная по типу MtG.
(традиционный снимок "мыслитель за работой")
Оказалось же, что игра очень даже захватывающая (вот "Бородатый блог" делал хороший обзор), и настолько нам обоим понравилась своими комбами и простым, неперегруженным игровым процессом, что думаю, не взять ли в коллекцию (а также - чего стоят на самом деле мои предположения о наших вкусах, и сколько хороших игр теряется в закоулках тщательно выверенной системы фильтрации...)
(бравая флотилия сейчас жахнет на 26+10, тогда как у защитников осталось 15+6; жаль, что в космосе не будет слышно финального бабаха)
Занимательный факт: "Звёздные империи" - одна из немногих хороших, успешных игр, пришедших с кикстартера. Единственный недостаток, авторы вложили в коробку довольно муторную систему подсчёта очков влияния (жизни), на BGG люди предлагают дельные способы по приведению её в человеческий вид. Мне больше всего приглянулся вот такой изящный двухкарточный вариант:
В следующий раз специально для нас С. захватил Splendor. Сняв крышку, рука первым делом тянется к классным, тяжёлым, наполовину металлическим фишкам драгоценных камней. Крутить их на пальцах - одно удовольствие. В остальном красочное оформление (за вычетом крутого постера на коробке) на мой вкус несколько отдаёт цыганским шиком.
Сама игра довольно простая, по ощущениям напомнила Ticket to Ride: собираешь цветные сеты, чтобы потом ими расплатиться за карты. Карты же в свою очередь "производят" - дают скидку - на один цветной элемент сета. В итоге ты довольно быстро выстраиваешь свою цветную микроимперию, которая потом автономным образом бесплатно снабжает тебя картами. Карты с одной стороны сами по себе приносят очки, а с другой - складываются в сеты более высокого порядка для "покупки" знаменитостей, специальных карточек по три очка каждая, по окончанию которых короткая партия завершается.
Мы сыграли два раза. Первый раз я не стеснялся бронировать нужные карты и в итоге выиграл, второй раз решил покупать всё в лоб (а Л., наоборот, стала бронировать), ну и в итоге дважды опоздал буквально на один ход. При игре на двоих особенно остро стоит вопрос выхода карты из колоды. Часто бывает, покупаешь что-нибудь не очень оптимальное, на его место приходит жемчужина, и противник, разумеется, тут же её забирает себе - все же собирают примерно одно и то же - после чего на стол снова выходит какая-то вялость. В целом игра идёт довольно ровно, со стороны походит на молчаливые партии в бридж или покер. Впрочем, если даже механическая "Мачи коро" всем так нравится, в популярности Splendor нет ничего удивительного.
Ознакомительная партия в "Доминион" (Dominion) прошла живее, чем я ожидал. Л. со своим беспрецедентным навыком чувствовать, когда именно следует перейти с простой колоды на продвинутую (в данном случае - к покупке очков), конечно, в подобных играх вне конкуренции. Задавленный деревнями и рынками, могу лишь констатировать, что игровой процесс куда лучше, чем у "Громокамня", а проблема постоянной тасовки карт не стоит так остро, потому что ты занимаешься этим во время хода другого игрока.
(протекторы - не панацея: со временем они изгибаются вместе с картами, слипаются и в целом приходят в непотребный вид)
В целом, конечно, суховато (даже относительно более простых "Звёздных империй"), но комбы есть комбы, строить их довольно увлекательно. Также не могу не отметить устаревшую на мой взгляд механику действий: выложенная на стол карта активируется не просто так, для этого нужно потратить некое эфемерное "действие", и чтобы активировать больше карт, нужно играть специальные карты "+N действий", и постоянно вести соответствующие утомительные подсчёты. С точки зрения геймдизайна я понимаю, зачем это было сделано (иначе, карты, которые тянут другие карты, будут сверхмощными, а карты денег, наоборот, потеряют актуальность), но по-моему эту проблему следовало бы решить другим путём (н-р, повысив номинал денег, либо вовсе от них отказаться). Это как MtG на пустом месте организовал себе вечные проблемы с маной (то полная рука маны, то не на что нанять простейшие войска), а Hearthstone изящным движением выкинул всю эту механику на свалку и лишь выиграл.
Внезапно всплывший "Данжн Твистер" (Dungeon Twister 2: Prison) взяли в аренду. Раскрыли, порадовались богатой комплектации и хорошо продуманному органайзеру (вот умеют же, если захотят). Почитали правила, разложили первый вводный сценарий. В первом же секторе мне выпала неудобная пропасть, и потом в какой-то момент не доставало одной клеточки до победы. На следующий ход Л., несмотря на то, что у неё осталась лишь карта 2 AP (очка действия), грамотно заблокировала мою нагу, и я ничего не смог сделать, лишь повернуть квадрат в более неудобную позицию. Но ей всё равно хватило 5 AP вывести из лабиринта обоих героев. Молодец!
Впечатления же остались смешанные. Гнетущий шипастый сеттинг с пёстрыми иллюстрациями. Непростой сам по себе ландшафт (с непривычки) становится совершенно неудобоваримым из-за механики вращения тайлов. Забавно, как правила отдельно запрещают пробовать прикладывать тайл к полю разными сторонами, чтобы облегчить визуализацию. Устаревшая (опять же, на мой взгляд) механика генерации очков действия специальными картами (кстати, автор отказался от неё в карточной версии игры, заменив на простые +3 каждый ход с ограниченной возможностью запаса).
Насилу уговорил Л. сыграть второй сценарий, и получилось ровно то, что она опасалась (глядя в условия задачи): на пятом ходу (ещё даже ни разу не обновили карты действий) я выложил 5 AP, зашёл колоссом на дальний от меня квадрат, ловко его повернул меркаторком (стоящим на парном), и тут же выиграл. Даже видя ситуацию заранее, предотвратить подобный исход было по-моему невозможно. После партии Л. сказала, что игра скучная, мрачная и завязана на лабиринтах, да ещё и вращающихся к тому же. Голову сломать можно, пытаясь представить все эти повороты квадратов (с учётом стен, пропастей и т.п.). В общем, немного напрягаюсь в ожидании уже заказанной "Клаустрофобии". За навороченный соло-режим (куча специальных компонентов и отдельная книга правил) усадить себя не смог.
* * *
Во "Времена года" (Seasons) владелец последний раз играл, наверное, против резиновой уточки в ванной. Коробка и поле утонули безвозвратно, счётчик кристаллов и жетоны ресурсов тоже пострадали. Сама игра, простите за грубую аналогию, представляет собой эдакий сплав Magic the Gathering и Imperial Settlers: за три года нужно накопить несколько сотен кристаллов (очков), выкладывая волшебные карты за элементы энергии.
В первой партии у меня начиналось всё радужно. Сыграл статую Олафа, которая даёт 20 кристаллов, потом дракончика, который возвращает каждому карту в руку, потом пришла вторая статуя на 20 кристаллов. Обе выложил обратно. Колдовским фолиантом увеличил ёмкость энергии на три. "Святым граалем" забесплатно положил пришедшую "Руку фортуны", потом ещё одну (из своего стартового набора). В комплекте с "Забытой вазой Янга" получилось, что большинство карт теперь стоят 1 энергию, и та возвращается обратно.
Л. же первым делом сыграла бесплатный "Кубик переброса", потом "Баланс Иштара" (с поправками эрраты им вполне можно пользоваться), и сразу же приступила к тактике "перебрось кубик, слей энергию". "Рог бедняка" и "Часы времени" сглаживали недостаток последней.
Потом вдруг небо затянуло тучами. Л. пришли оба куба по 30 очков (причём, один забесплатно, через второй "Грааль"). В какой-то момент я остался без энергии, но удачно сыграл безумного зайца (копирующего энергетические батареи соперника). Лида тут же слила свою энергию, ответила вторым зайцем, частично слила снова и, чтобы уж ни у кого не осталось сомнений в том, кто здесь дочь Одина, жахнула "Скипетром величия".
Третий год стремительно приближался к концу, после двух пересчётов очков я обнаружил, что отстаю аж на тридцать. Припасённые на финал сапоги-скороходы пришлось применить, чтобы затянуть партию (я рассчитывал, наоборот, накрыть дело внезапной Валгаллой). Штрафным образом тяну карту (прикидывая, что спасти меня может либо второй "Скипетр", либо второй же "Шлем Рагфилда", который уже есть в сбросе), но увы, приходит "Верный Силлас", немного скрасивший пилюлю (даёт аж 14 очков, и заставляет противника сбросить карту). Этого явно не достаточно, 223:238. Как позже сказала Л., "я вначале расстроилась от твоего такого резкого старта, и просто играла в своё удовольствие". Вот так, я считаю, и нужно выигрывать, просто в своё удовольствие.
Хорошая игра чувствуется сразу. Говорю, что похожа по геймплею на "Поселенцев" Тшевичека, Л.: "Ну нет, ощущения от партии совсем другие". Ну ещё бы, в "Поселенцев" Л. ещё ни разу не выиграла, понятно, ощущения другие :)
Вторая партия простыми же картами (##1-30), но попробовали с драфтом. Я себе отложил уже опробованную комбу на начало игры, хорошую карту в конец, постарался обеспечить приток энергии в экономику.
Начинаем. Долго не идёт третья капля для статуи, дающей 20 кристаллов. Комба (с возвращением её в руку) подвисает, Л. тем временем выкладывает вазу и амулет воздуха (увеличивающий место под карты на 2), и план окончательно накрывается (я же не хочу, чтобы Л. ещё раз сыграла этот амулет). В итоге весь первый год я, в отличие от Л., почти не играю карт и уже хочу предложить начать заново, но тут мне приходит в голову применить комбу к "Граалю", отложенному на второй год.
Л. тем временем играет свой грааль, и бесплатно выкладывает статую на 20 кристаллов. Полный жвах, но, куда деваться, выкладываю грааль и комбу (с возвращением карты в руку) на него же. Первый раз приходит второй шлем (первый у меня припасён на третий год) и рука фортуны, уменьшающая стоимость карт на 1 энергию. Я всё ещё не уверен, что шлем сработает (нужно в конце игры иметь больше карт, чем у соперника), поэтому беру руку. Второй раз приходит вторая рука! Л. же выбрала вернуть себе в руку не "Грааль", а статую на 20 кристаллов (т.е. играет мою изначальную комбинацию) и несколько грустнеет.
В конце она разыгрывает свою собственную комбу (снотворное бесплатно выкладывает куб на 30 очков), тянет карту посредством амулета огня, потом ещё одну штрафным образом, но ничего хорошего так и не приходит. Я же методично наращиваю волшебную мощь, играю карты, ставшие почти бесплатными, тяну новые при каждой возможности. В итоге у меня срабатывает и шлем на 20, и финальный скипетр на 30 очков. Безнадёжная было партия обернулась полным разгромом, 255:180.
Что понравилось: красочное магическое оформление с долей иронии (в любимом французами комиксовом стиле). Суперские большие кубики из качественного пластика (куда лучше, чем в "Повелителе Токио"), комбы на картах.
Не понравилось: очень не хватает "поселеческой" системы такого расположения карт, чтобы не упускать разные срабатывающие эффекты (но это дело поправимое). Иной раз забывали менять кубики при смене сезона. Нужно постоянно пересчитывать лежащие на столе карты, чтобы свериться с доступным максимумом. Ну и самое напряжное - в конце игры приходится несколько раз муторно подсчитывать, у кого сколько очков по картам, чтобы понять, выигрываешь ты или проигрываешь (и тебе необходимо срочно что-то предпринять, в т.ч. взять штраф). Вообще, счётчик очков сделан на редкость неудачно, видел много жалоб.
По итогам второй партии могу сказать, что игра больше похожа даже на MtG, чем на Imperial Settlers. За всю партию удаётся сыграть карт пятнадцать (т.е. ни о каком прокручивании колоды речи не идёт), зато они зачастую довольно сильно меняют ход игры, в отличие от как правило куда более скромных и спокойных эффектов "Поселенцев". Плюс кубы вносят дополнительный элемент случайности (разумеется, не обязательно это плохо). Тем не менее, Seasons на мой взгляд занимает ровно ту же нишу, что и Imperial Settlers, и если бы у нас последние уже не лежали на полке, вполне возможно, задумались бы о заказе "Времён года".
* * *
Бонус: сто сорок шесть сочных фотографий с последнего генкона. К сожалению, автор потерял бумажку с подписями, но настольная общественность пришла на помощь, все названия игр перечислены в комментариях на реддите.
Ещё один бонус: один из выпусков xkcd на той неделе был посвящён настольным играм.
"Да, на изготовление карт и прочих компонентов ушло много времени и сил, но оно стоит того -
игроки куда ответственнее любых менеджеров по заполнению деклараций".
P.S. Картинки этого поста размером побольше можно посмотреть на вордпрессе (нет сил добавлять их вручную на тесере, простите).
Котик классный!
> "складываются в сеты более высокого порядка для "покупки" знаменитостей, специальных карточек по три очка каждая, по окончанию которых короткая партия завершается."
В смысле? Это вы так лихо переврали правила, или просто хотели сказать, что игра закончилась в аккурат с последней царственной особой? Если второе, то хочу сказать, что у нас нередко выигрывали вообще не привлекая этих особ.
Спасибо за развернутый отчет. Рад, что вам "Звездные империи" понравилась! И даже с "Доминионом", смотрю, сравнили :)
"Сезоны" тоже отличная игра, обожаю ее, но пока откладываю написание обзора. По моим впечатлениям она тоже все же больше MTG.
Хорошо написано, спасибо
"Сложно считать оставшиеся действия", "сложно представить как повернётся лабиринт", "сложно считать очки в конце", "ещё более усложнённая передача карт".....
Не механики устаревшие, а просто вам нравятся лайтовые игры, которые играют сами в себя.
Игры не виноваты.