Кондотьер
Когда я только начал осваивать настольные игры, компания игрунов была довольно большой, поэтому настолки для 2-4 игроков были для нас неформатом. Именно этой причиной послужила покупка локализации от HobbyWorld игры Доминика Эрхарда и Fantasy Flight Games «Кондотьер».
Коробка
Сюжет
Италия. Начало XIV века, эпоха Возрождения. Постоянные войны и перевороты. Осада городов длится месяцами. Отчаяние и голод, вытоптанные поля, сожженные деревни.. армии наемников поднимают пыль дорог. Начальников этих армий называют Кондотьерами.
Компоненты игры
Как играть
Правила игры просты, умещаются на нескольких страницах. Объясняются и понимаются довольно быстро.
Игрокам раздают по 10 карт, которые делятся на особые карты и карты наемников с указанием силы отряда.
В свой ход игрок выбирает город, в котором будет происходить битва и ставит туда черную фишку. Далее участники по очереди делают одно из двух: играют карту перед собой или пасуют. Как только игрок спасовал он не может принимать участие в раунде и просто ждет, чем же закончится битва.
Карты наемников
При выкладывании карты перед собой игрок увеличивает силу своего отряда. Наемники (ландскнехты, конницы, пикинеры и прочие воины) дают боевую мощь, а особые карты (барабанщики, героини, времена года и т. д.) дают возможность выполнить некоторое действие.
Когда все игроки спасовали - происходит подсчет общей боевой мощи игрока в этой битве. У кого больше, тот и одержал великую победу.
Добор карт происходит только тогда, когда у всех игроков, кроме одного, закончатся карты.
А для победы необходимо захватить определенное число городов средневековой Италии.
Мое мнение
В процессе прочтения правил мои мысли были примерно следующими: «Пресно, не динамично, неинтересно...». После первой партии мои мысли стали такими: «Хм.. Мне показалось? Ну-ка еще раз!». А теперь на вопросы: «А что это?», я всегда говорю: «Как это что? Вы не играли в «Кондотьера»?! Немедленно освобождай стол!».
Битва
И за это я люблю игры от Fantasy Flight Games, хоть у меня их и не много. За простыми правилами кроется что-то бодрое. Казалось бы, играй карту или пасуй. Что здесь может быть интересного? Но этот движок работает. И заставляет работать ваше серое вещество.
Весь сок игры, как по мне, в сочетании трех вещей: права игрока спасовать, условия добора карт и «чучела», которое позволяет забрать одну выложенную карту на руку.
Коварный Епископ
«Пас» позволяет игроку не участвовать в битвах, которые заведомо проиграны, или просто не выгодны и неинтересны. Это замечательная возможность подловить соперников в момент, когда они наиболее слабы, например после последней тяжелой битвы. Но будьте бдительны. Не стоит недооценивать коварство соперников. В правилах сказано «...Когда все игроки, кроме одного, сыграют все свои карты, из колоды набираются новые карты...». И тут мы плавно переходим ко второй тактической уловке — бейся до последнего.
Боевая мощь
Момент добора карт обычно наступает неожиданно. Особенно для того игрока, кто хотел отложить свое участие в битвах и получить легкую победу. Как думаете, сколько карт сыграет соперник в битве? 5 карт? А может 6? А ведь эти моменты следует анализировать и предугадывать. Ну на крайний случай рисковать.
Деревянные фишки
Бывали случаи, когда в первой битве раунда участвовало по 2 карты, а во второй по 8. И все это для того, чтобы не дать сопернику воспользоваться моментом. «Чучело» же привносит элемент блефа, который неожиданно здорово взаимодействует с другими механиками.
Битва за Флоренцию
В целом, все действия особых карт необходимы: тут и взаимодействие с игровым полем, и воздействия на всех участников битвы, и увеличение боевой мощи своего отряда, и внезапное окончание боевых действий. Разнообразия много, как и тактических решений.
«Кондотьер» та игра, которая раскрывается при большом количестве участников. Игра «на троих» теряется на фоне партий 4-х и 5-х игроков, это подтверждает и статистика на BoardGameGeek. Так же, хочу отметить, что игра замечательно подойдет как для начинающих игроков, так и для игроков со стажем.
В пылу боя
Игра проста, но держит в напряжении. Никакого даунтайма, есть где проявить смекалку. Реиграбельность базовых правил неплохая, помимо этого в игре присутсвует 5 дополнительных режимов игры, которые сочетаются друг с другом. Лично для меня, наличие у игры альтернативных правил является хорошим тоном.
Конечно, как и в большинстве игр, В «Кондотьере» есть минусы: уместен рандом (все таки карточная игра с общей колодой), присутствует кингмейкинг. Отмечу, что эти минусы не портят игру, а в некоторых моментах даже наоборот.
Все карты
Нельзя не отметить очень приятную особенность локализации — игровые карты в «Кондотьере» чертовски плотные, жесткие, из толстой бумаги, глянцевые, с качественной печатью. К ним не придраться. Самая качественная игровая колода на моей памяти.
Однозначно оставляю в коллекции и рекомендую для игры. Если ставить оценки, то я ставлю твердую 4. Настолько твердую, что твердость стальных гульфиков теперь под сомнением.
Кому понравилось - присоединяйтесь.
Игра отличная, хотя все-таки доля случая для меня в ней великовата.
Согласен, но замечу что выиграть реально даже не имея туза в рукаве.
Вряд ли это начало XIV, все-таки это 15 век
Спасибо за уточнение. Не силен в истории, поэтому взял информацию с Википедии, а там утверждают что: "Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века."
> Игра «на троих» теряется на фоне партий 4-х и 5-х игроков...
Про игру вдвоём хоть что-то скажите и желательно не просто "не играбельна", а поконкретнее.
На двоих очень даже хороша. Не знаю, что можно конкретнее сказать, скорее лучше попробовать :). Одна из моих самых любимых игр.
Я и раньше встречал мнение о плохой играбельности вдвоём, а тут автор заметки пишет, что даже "на троих" теряется - вот и попросил разъяснений. Хотелось бы ещё услышать его мнение, если он вообще раскладывал на двоих.
На двоих не раскладывал, не довелось. А вот втроем играли неоднократно, и, если есть возможность пригласить на поигранки кого-то еще, лучше это сделать.
Я вот смотрю на вашу фотографию с подписью "Боевая мощь", где нет куртизанки и на языковые конструкции с противопоставлением "наемники дают боевую мощь, А особые карты - возможность выполнить некоторое действие" и не могу понять - вы из тех, кто обижает куртизанок и не считает, что они дают силу что ли? :)
)) Под "боевой мощью" я имел в виду "боевые единицы"/"ратники"/"бойцы"/"воины" и т.п..
Кстати, на фотографии есть "Героиня", которая тоже обладает особым свойством. Так что, можно сказать, что я просто предпочитаю сильных женщин)
Отличная игра, одна из любимых в нашей компании. При условии наличия правильной компании (тут уж игра требует этого) напряжение в битвах порой буквально можно резать ножом. Очень важны умение блефовать и играть свою роль до конца - порой этого бывает достаточно, чтобы выиграть даже при условии заведомо проигрышной партии. Недавно мы играли втроём в вариант быстрых боёв, и был момент, когда у меня на руках оказались только ключ, пугало и барабанщик. Казалось бы, как такое может помочь? Очень просто: я действовал настолько уверенно и невозмутимо, выложив в начале хода барабанщика, что соперник не выдержала и досрочно закончила бой ради ничьи. И это лишь один такой момент, а сколько у нас их было за эти годы!
А если наскучат стандартные правила, можете расширить игру за счёт фан-дополнения. Я его когда-то на BGG нашёл и выложил перевод здесь
http://tesera.ru/images/items/805293/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%B5%D1%80.%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%B9%20(Small).pdf
P.S. И ещё пару бесполезностей)
У нас момент, когда игроки в начале боя начинают состязаться количеством куртизанок, всегда оглашается криком "Корпус шлюх!",
а появление епископа - "Епикаей!" :)
От, спасибо за наводку на дополнение, обязательно опробуем.