Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
Вчера прошла видеоконференция, в рамках которой на вопросы сообщества ответили менеджер проектов CrowdRepublic (CR) Алексей Бабайцев, генеральный директор издательства Hobby World (HW) Михаил Акулов, главный редактор HW Александр Киселёв и директор по развитию бизнеса HW Николай Пегасов.
Мы посмотрели видео за вас, записали ответы своими словами и разбросали по параграфам, озаглавив те своими вопросами, чтобы структурировать текст. (Небольшой дисклеймер: мы допускаем, что местами могли переврать ответы. Просим заранее нас за это простить.)
Каковы планы по развитию Pathfinder RPG? Стартового набора, который поступит в продажу в мае 2016, для ознакомления хватит. Основная книга появится на CR в августе или в сентябре 2016 (скорее, второе). Ориентировочно в январе 2017 на CR появится Bestiary. Возможно, без CR и до «Бестиария» выйдут книги приключений. Возможно, в дальнейшем будут выпускаться и другие продукты, в т.ч. в виде PDF.
(В отличие от Dungeons & Dragons, в Pathfinder RPG книга игрока и книга ведущего объединены в одну — основную, Corebook. Та вместе с «Бестиарием» составляют комплект для комфортной игры. Более того, в текстах приключений часто приводятся тактико-технические характеристики задействованных монстров, чтобы можно было обойтись без «Бестиария».)
С чем связана задержка выхода стартера Pathfinder RPG? Хоть HW и появилась на свет, как издатель настольных ролевых игр (НРИ), выпустив «Искусство волшебства» (Ars Magica), 13-летний перерыв в работе с ними взял своё. Плюс, с НРИ сложнее работать, есть компоненты, производство которых налажено до этого не было.
(HW, тогда ещё «Хобби-игры», выпустила ещё одну НРИ — базовую книгу Dungeons & Dragons 3.5. Обе эти НРИ — далеко не самые финансово успешные (на грани) проекты компании. Но НРИ — хобби руководства HW. Например, тот же Пегасов сыграл/провёл более 100 игровых встреч за Pathfinder RPG. Плюс, HW хочет помогать развивать рынок НРИ в России.)
С чем связана задержка выхода «Брюгге»? Был завёрнут целый тираж, HW не устроило качество.
(Одна из причин задержек в общем — сбои в поставке картона, который заказывается, например, во Франции. В России подходящего картона нет.)
Будет ли выпущено дополнение к «Брюгге» [и не только]? Дополнение выпускается, чтобы поддержать продажи базовой игры, но только если та и так продаётся. А пока не распродан даже первый тираж «Брюгге». Минимальный тираж, приемлемый по цене для конечного потребителя — 1 000 штук. Чем популярнее будет CR, тем выше будут шансы на выпуск дополнений за счёт выполнения сверхцелей краудфандинговых кампаний. Если HW научится делать мелкие тиражи без ущерба цене (и хотя бы с выходом в ноль), то начнёт поддерживать дополнениями даже игры с относительно небольшими продажами.
Может, лучше выпускать игры сразу с дополнениями в одной коробке? Были подобные проекты: «Турн и Таксис. Королевская почта», «Санкт-Петербург», «Кингсбург». Цена такого сборника вырастает и отпугивает массового потребителя — продукт хуже продаётся. Но микро-дополнения (при их наличии) HW старается в коробки добавлять.
Когда будут следующие дополнения к карточному Pathfinder? HW пока не получила сведения из сетей распространения. Михаил Акулов рассчитывает, что HW будет развивать линейку и дальше. HW определится к середине лета 2016, в том числе по вопросу, продолжать выводить продукты линейки через CR или выпускать по старинке.
CR — площадка для предзаказов и продвижения продукции HW или что-то большее? На CR может выйти любой желающий, в том числе геймдизайнер-«кулибин». HW хочет начать предлагать услуги по производству и хранению. HW за появление новых людей/компаний с новыми продуктами, чтобы рыночный пирог рос. С небольшими издательствами HW начнёт работать уже в этом году. (Большие тиражи для сторонних компаний пока печатать проблематичо, ведь это скажется на графике выпуска собственной продукции.) Скорее всего, с ростом популярности CR на площадке начнут появляться проекты сторонних людей и компаний. CR действительно площадка народного финансирования: если проект не собирает запрошенную сумму, он признаётся неуспешным и в печать не идёт.
Почему нельзя согласовать проекты CR заранее с потребителем? Можно, конечно, выставить список потенциальных проектов на голосование сообщества или дать тому провести опрос и выявить наиболее востребованные игры, но тогда придётся провести две кампании народного финансирования: сначала собрать деньги на оплату труда человека, который потом будет выбивать права на локализацию, а затем — на саму локализацию. (А договоры — дело дорогое.) Но HW не имеет ничего против, если сообщество будет само устраивать опросы и голосования и делиться с компанией результатами.
Что HW выпускает через CR? У HW есть издательский план, рассчитанный на удовлетворение всех слоёв игрового сообщества, т.е. есть пакеты гиковских игр, детских, компанейских и т.д. CR позволяет выпускать продукты за рамками плана (ведь изначально в план вкладывается, сколько коробок определённый слой сообщества может купить за отчётный период). В основном на CR попадают игры для геймеров, чья прослойка сравнительно малочисленна.
Планирует ли HW выходить на CR с дорогими проектами? Те проекты, что сейчас запускаются, уже являются дорогими с учётом реалий. С «Зомбицидом» (как пример) HW выходить на CR не видит смысла. Проект просто не соберёт нужной суммы. Мир не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, а HW хочет, чтобы продукция была доступна всем потребителям. CR помогает выпускать больше гиковских продуктов, чем иначе было бы возможно в текущих условиях.
Сколько проектов запустит CR в 2016 году? 11 проектов от HW. Если будут желающие со стороны, количество проектов увеличится. При всём желании CR не может выпускать по 10 проектов в месяц, поскольку подготовка к каждому из них отнимает время и силы. Бабайцев один и разорваться между проектами не может — пока не может параллельно проводить в определённый момент времени более одной краудфандинговой кампании на CR.
Почему бы сразу не анонсировать все проекты CR на год вперёд? В краудфандинге должен оставаться элемент сюрприза, так что следующие проекты пока анонсированы не будут. Но HW планирует вывести на CR и несколько игр для приятелей, чтобы привлечь к площадке более казуальную аудиторию... Проекты, подобные «Манчкину» и «Эпичным схваткам боевых магов» (а это новый хит компании). Возможно, они даже больше средств соберут, чем хардкорные проекты.
Плюс, всегда есть вероятность, что на CR придёт со своим проектом кто-то, помимо HW.
Почему следующим проектом выбрана Agricola? Потому что это знаковый — имиджевый — проект с морем наград и производится не для прибыли. Но проект всё же гиковский, так что HW хочет вывести его на рынок через CR.
Плюс, новая редакция более дружественна к игрокам и обладает меньшим порогом вхождения. Также автором был проведён серьёзный ребаланс игры, «выпрямление» процесса. Подробности появятся на сайте CR с запуском кампании.
Для прошлых тиражей русского издания «Агриколы» HW была вынуждена приобретать большую часть компонентов за рубежом. Сейчас HW почти все компоненты игры (карты и картонные компоненты) может производить в России.
Почему сразу не озвучиваются сверхцели для проектов на CR? 1) Потому что CR прислушивается ко мнению сообщества, использует популярные и интересные идеи и предложения. 2) Если темп сборов устраивает CR и HW, готовятся сверхцели. CR и HW не хотят ставить заведомо недостижимые цели.
Когда HW и CR решат вопрос доставки спонсорских вознаграждений в страны СНГ? HW и CR работают по-белому, без теневых элементов, в т.ч. при доставке продукции. Поэтому пока остаются нерешёнными множество финансовых и юридических вопросов. Например, CR — российская компания без представительств в других странах. Но вопросы прорабатываются: HW и CR ни о ком не забыли.
Почему бы не делать локализации, совместимые с оригинальными дополнениями? Тут много аспектов, связанных с производством: разные закругления карт, разный картон и т.д.
Но ведь можно хотя бы не переводить рубашки на русский язык? Это вопрос сохранения целостности бренда: на коробке одно, а внутри другое — и что это будет?
Почему HW не печатает карты с текстурой «лён»? Массовых поставок «льна» в Россию нет, так что прирост цены на конечный продукт велик. Доля игр в каталоге HW, которые можно печатать с «льном», мала, так что заказ всё равно не позволил бы скинуть цену. Можно пойти «китайским» путём: превращать обычный картон в картон с текстурой «лён», но с потерей качества самого картона. HW против такого поворота.
Планирует ли HW выпустить ещё дополнения к «Ужасу Аркхэма»? «Ужас Аркхэма» — пример успешной гиковской игры, так что да — дополнения будут. Большая задача — договориться с FFG о более полной локализации на территории России, чтобы не быть привязанными к мировым тиражам. Это позволит обеспечить более гибкий график и более доступную стоимость продукта для конечного потребителя.
(HW планирует и дальше выпускать игры FFG. Просто пока мяч на стороне FFG, а там внутренние перестановки и в приоритете Северная Америка — в итоге переговоры затягиваются.)
Так выйдет ли в 2016 году 3-я редакция Runebound на русском? Выйдет, если HW не забудут поставить в мировой тираж.
А 3-я редакция Fury of Dracula? Да. И оба проекта HW реализует без участия CR.
Есть ли надежда на нормальную поддержку живых карточных игр FFG в России? HW вернётся к вопросу ЖКИ, когда решит вопрос с FFG о переносе производства в России.
(Например, русская версия кооперативного набора Forgotten Souls / «Забытые души» для 2-й редакции игры Descent: Journeys in the Dark печатается в России. HW будет стараться удешевлять игры для российского рынка, включая продукцию FFG.)
Выйдет ли на русском Star Wars: Imperial Assault? Поскольку проект имиджевый и дорогой, смысла выходить с ним на CR HW не видит. Но Михаил Акулов обожает «Звёздные войны» — HW выпустит игру по старинке, без привлечения краудфандинга.
Какова судьба игры Star Wars: X-Wing Miniatures Game в России? Не продаётся, так что новые продукты HW выпускать к игре не будет.
(Есть ряд продуктов, которые выстрелили в России, но прохладно приняты на Западе, и наоборот. Если игра не находит массового спроса, нет смысла выпускать дополнения.)
Есть ли шансы, что HW выпустит в России колодостроительную игру Legendary: A Marvel Deck Building Game? Близки к нулю. Тут три проблемы. Прошлый опыт: колодостроительные игры, за исключением достаточно казуальной Star Realms, в России продаются не очень. Недостаточная популярность комиксов в России (даже с учётом, что этот рынок сейчас развивается). Marvel: права, сложность проекта по переговорам, локализации и утверждению.
Выпустит ли HW в России Small World? По планам игра уже должна была появиться на полках магазинов. Задержка связана с глобальной реорганизацией в структурах группы компаний Asmodee (куда входит и Days of Wonder).
Почему HW прекратила издавать King of Tokyo? В игре слишком много компонентов, которые производятся в Китае с партнёром — компанией IELLO. В России их попросту не сделать. Как результат, игра вывалилась из привычной ценовой категории и не будет продаваться. HW купила права и на King of New York, и с этой игрой та же проблема — зависимость от курса доллара.
Каковы шансы на то, что HW начнёт издавать варгеймы? Массового рынка варгеймов в России нет, так что шансы на издание варгеймов компанией HW малы.
(Любимый Михаилом Акуловым «Ганнибал» до сих пор лежит на его полке. И на полках магазинов.)
HW планирует провести в обозримом будущем какие-нибудь турниры? По «Манчкину», «Каркассону» и т.д. HW участвует в развитии рынка по мере средств и возможностей. «Игрокон» — тому яркий пример. Скоро HW анонсирует новую программу продвижения игр, в которой будут представлены не только турниры.