С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Master of Orion: Настольная игра
|
персоны |
Игорь Склюев
Екатерина Горн |
компании |
Hobby World
|
Дата: | 03 марта 2016 |
9.2990 |
- |
Сегодня был совершён крестовый поход в прямо-таки обитель зла, по мнению подавляющего большинства тесеровцев. Вооружившись грозными мордами и «я так щитаю», Slim_Slam_Snaga и Ksedih в праведном гневе ворвались в офис «Мира хобби», дабы рассказать им, как они неправы, настолки выпускают не такие и вообще просто обязаны повысить качество и опустить цены. Ничего не получилось, потому что...
... Опус сей написан по поводу... события. Наверное, так это можно назвать. Оно-таки случилось — вскоре выйдет российская игра, за которую не будет стыдно даже самым неверующим в интеллект и способности наших авторов. Что ж, встречайте — Игорь Склюев и Екатерина Горн со своим «Кеплером». Ой, простите — Master of Orion.
Тем самым, по поводу которого столько унылейшего словоблудия было выплеснуто не так давно. Правильное название, не правильное, кто сколько играл в компьютерную версию и «там всё не так» — кому это, нафиг, интересно? Сегодня лучше расскажу вам про саму настольную игру. Что это, с чем и кем употреблять, и почему в разделе похожих настолок обозначены RftG и New Era.
Зацените, что мы подержали в руках — английскую предрелизную версию коробки. Довольно побитая и поцарапанная на вид. То ли раскладывают часто, то ли ногами пинают.
Сыграно было три партии. Проходят они весьма быстро, указанное на коробке время (40–60 минут) даже завышенным показалось. При наличии совсем небольшого опыта и знании карт действия совершаются чуть ли не моментально. Здесь нет какой-то далеко идущей глобальной стратегии, в наличии лишь общая канва развития и местные тактические решения, принимаемые на основе наличия карт в руке и на столе. Прямо как в RftG.
Смысл, собственно, в чём? Вы должны возводить карты-постройки, выкладывая их с руки на стол и расплачиваясь за это ресурсами (в игре их три вида — еда, оружие, минералы). На картах указано количество победных очков, которое они выдают (в основном очень небольшое, 0–2), предоставляемый каждый ход приток какого-то ресурса и специальное свойство (например, можно активировать карту, заплатить столько-то ресурсов и получить n очков) —всё как обычно, карточное евро. Уже неплохо.
Но любая игра не становится хорошей, просто потому что передрала все аспекты предшественниц. Должен быть изюм, особенность, за которую зацепится и заинтересуется настольщик. В Master of Orion («Кеплере», если хотите) она в наличии. Их даже целый набор.
Во-первых, это способ выкладывания карт: мы не просто кладём строение на стол, как в New Era или RftG, а выбираем один из четырёх столбцов (систем так называемых). В каждом столбце есть пять слотов под карты, то есть максимум, что можно построить — 20 строений. Главный же интерес заключается в том, что свойство карты работает только тогда, когда она лежит «наверху стопки в столбце». Другими словами, активных карт может быть только четыре (по количеству рядов), и если вы выкладываете новую в какой-то ряд, то закрываете ей старую, меняя таким образом одно из доступных вам свойств/действий (приток ресурсов от старой при этом остаётся, указан наверху карты).
Позиция карт также влияет на количество получаемых ПО: многие приносящие солидную сумму очков карты требуют, чтобы в их системе лежали здания определённого цвета. Так что надо постараться выложить вниз приносящие очки постройки, но ничего не дающие по ходу партии, а последними, «закрывающими», выложить активно действующие здания.
Во-вторых, игра разнообразится не только обычным способом, как в New Era и RftG — то есть, рандомизированной колодой карт построек, — но и свойствами рас/лидеров. И если с расами всё прозаично, как в «Эре»: какая-то имеет больше ресурсов на старте, какая-то может выполнять лишнее действие каждый раунд, теряя очки, другая тянет больше карт за действие (всего рас семь).... то вот с лидерами всё обстоит поинтереснее: ограниченное их количество в начале партии тянется из отдельной колоды — именно из этого набора можно будет себе приобрести одного их них, придав таким образом куда более интересное свойство своей цивилизации. Причём по ходу партии их можно менять, платя за это довольно серьёзную цену. Есть даже карты-способы «убить» лидеров противников, вернув их в пул доступных.
Особенности лидеров эффективнее и интереснее, чем стартовые. Типа «Вы можете строить верхнюю постройку из сброса карт со скидкой в два любых ресурса», или «Все постройки такого-то цвета удешевляются для вас», или «При атаке на другого игрока получите n ресурсов». Ах, да, атаки.
В-третьих, тут есть взаимодействие. И, конечно же, вспомним снова New Era и RftG, где номинальные атаки, скорее, просто исключительный и редкий способ сделать что-то помимо стандартных действий. В Master of Orion у вас есть варианты развития — мирная стройка или нападения на других игроков. Причём сделано оно настолько, цитирую себя, «мягко», что приятно посмотреть.
Строительством — понятно — наращиваем приток ресурсов, возводим то, что даёт больше всего очков. А вот нападения — чрезвычайно простой механизм, но способный изменить течение партии и влияющий и на других игроков. Вы просто оплачиваете цену атаки в два ресурса-«оружия» и получаете за это два очка, противник же теряет мораль населения. Да, тут есть ещё один параметр — мораль. Она является и бонусными победными очками, и одним из факторов окончания партии, и ограничителем действия некоторых ПО-приносящих построек. Так что её стоит поддерживать на должном уровне.
Есть способы её повысить, как рядовые, так и с помощью специфических зданий, есть вариант не давать атаковать себя, поддерживая должный уровень ресурса-«оружия» (ведь противник с меньшим запасом не может вас атаковать в таком случае). Есть и способы вогнать её в минуса, помимо стандартных атак. В целом, это очень интересный элемент игры, прекрасно привязанный и гармонично сочетающийся со всем остальным, не отвлекающий внимания мирных рас от развития и достаточно сильно влияющий на них, чтобы они были озабочены нападками своего злобного соседа.
Что не понравилось в целом, так это дизайн. Оно, конечно, не один в один будет выглядеть так в финале, но общая концепция какая-то... простоватая что ли. Без изысков и фентифлюшек, не солидно. Пусть, главное, чтобы удобно было, а то пара моментов в эргономике дизайна тоже показались не слишком удобными. Хотя нас заверили, что над этим уже думали и испытывали, и это дело времени.
Хорошо, давайте отбросим все эти нюансы, а скажем коротко и по делу. Что такое Master of Orion? Это карточное евро, действительно похожее на RftG и New Era. К простоте и изящности выбора действий первой добавлена математическая сложность второй, отражённая треками-ползунками ресурсов/морали. Нужно куда больше считать и планировать, в отличие от «Галактики», но куда меньше взрывать себе мозг последовательностью действий и не бояться кризиса, как в New Era.
Хе-хе, Снага посрамлён на одно очко. Всё благодаря последней атаке и моим «Спорам смерти», бомбардирующим вражеское население и понижающим мораль.
Игра представляет собой что-то среднее по тяжеловесности между двумя знаменитыми карточными настолками. Прибавив в геймплей приятно отличающую её особенность — военную составляющую, выделенную в отдельный способ зарабатывания победных очков, влияющий на реакции и действия других игроков.
Так что, надеюсь, моё заявление не окажется слишком поспешным из-за того, что сыграно всего три партии, игре ещё предстоит пройти финальные тесты и вообще оказаться на рынке. Master of Orion — первая серьёзная российская настолка, которая, надеюсь, схватит с неба звёзд не только у нас, но и на зарубежных просторах. Не из-за названия, а из-за того, что она хороша. В неё буквально интересно играть.
Конец партии на двоих. Все три раза сыграли разным составом: вдвоём, втроём и вчетвером (максимум). При любом количестве участников идёт прекрасно, разве что время увеличивается. Ну, и пара карт есть, которые дают несколько больший профит от большего количества народа. Вроде, и не проблема, так как любая карта может использоваться двумя способами (как ресурс при определённом действии и как постройка), но для «большей идеальности игры» можно было бы что-то подкрутить в свойствах.
Получается, что я сейчас, нахваливая Master of Orion, ставлю её в один ряд с признанными мировыми хитами — «Эрой» с «Галактикой», — большим любителем которых являюсь. Что это? Эффект новизны, малое количество партий, русские не умеют делать игры, а тут нате ж? Или так воздействует на восприятие угрожающе фотографирующий нас Николай Пегасов? О_о
Да нет, кажется, оно просто случилось. Как всё, что случается в первый раз. У нас будет своё карточное евро достойного уровня.
P.S. Призыв: не начинайте в комментариях очередной несомненно чрезвычайно важный спор о названии настолки. Эта игра заслуживает того, чтобы говорили о ней, а не о том, каким образом кто-то повышает продажи.