С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
игры |
Каверна. Пещерные фермеры
|
персоны |
Уве Розенберг
|
Дата: | 09 октября 2015 |
Источник: | The broken meeple |
9.1643 |
- |
Проект «Каверна» в настоящий момент собирает деньги на издание на «Бумстартере». Цена для участников бумстартера около 50 $, что приблизительно в два раза ниже, чем приобретение игры в США или Европе.
«Агрикола» пользуется большим почётом среди любителей евро-игр. О себе я думаю, как о настольщике сбалансированных вкусов, одинаково уважающем и евро, и америтреш, однако в один прекрасный день «Агрикола» попала и в мою коллекцию. Всё из-за сельскохозяйственной тематики, которую я посчитал интересной, и весомого количества компонентов в коробке. Мне нравится, как подаётся в игре идея развития своего хозяйства, приятно видеть, как дают результаты плоды моих трудов, и приятно чувствовать гордость за себя в конце партии. Этим хороши все градостроительные стратегии, и игра о строительстве фермы не исключение.
Однако некоторым «Агрикола» не по душе из-за напряжённого размещения рабочих и из-за того, что кормёжке родичей нужно уделять больше внимания, чем обустройству фермы. Не спасают положение и штрафы к очкам, которые вынуждают развивать ферму во всех направлениях, вместо того чтобы сосредоточиться на чём-то одном. Что ж, вот коробка с «Каверной», игрой, которую можно назвать «Агриколой 2.0». Её правила более вышколены, в ней меньше напряжения и больше возможностей. Будем ли мы менять ею «Аргиколу» или будем играть и в то, и в другое?
Ослик на картинке спрашивает: «Ты не видела моего друга Эда?.. О нет, как же ты могла?!»
Если вы умеете играть в «Агриколу», то многое в новой игре покажется вам знакомым. У вас есть 12 раундов и — в зависимости от числа игроков — определённый набор ячеек с действиями, на которые можно выставлять гномов-рабочих. С каждым раундом в игре появляется новое доступное действие. Как и во всех евро-играх, ваша задача — набрать наибольшее число победных очков. Ваша семья живёт в пещере, обустраивая и расширяя её. Снаружи пещеры вы содержите постоянно увеличивающуюся ферму, пасёте животных и выращиваете еду для гномов. Да-да, кормёжка снова с нами, но всё не так плохо, как можно подумать.
На поле можно заметить разные забавные мелочи и полезную таблицу превращения товаров в еду в правом нижнем углу
Игроки ходят по очереди, выставляя по одному рабочему на одну из ячеек действия, тем самым, собирая ресурсы, разбивая пастбища, рубя лес, обустраивая каверны комнатами и рудниками и т. д. Если другой игрок занимает ячейку, которую хотели занять вы сами, — смиритесь и выберите что-то другое. По ходу игры у вас будет появляться больше животных, полей и детей.
Поле с ячейками действий составляется из нескольких планшетов в зависимости от числа игроков. На нём есть из чего выбрать
В конце нескольких раундов происходит сбор урожая, и вам приходится кормить семью. Для этого вы закалываете животных или готовите созревшие овощи и злаки. Если вам не удаётся найти еду для каждого гнома, то в конце игры вы получите отрицательные очки. Не все сборы урожая проходят одинаково. Иногда его может вообще не быть, иногда он может оказаться «сокращённым», а иногда вы должны будете выбрать, какой его шаг — разведение животных или полевые работы — пропустить.
Как и в «Агриколе», карты с ячейками действий случайно отсортированы по этапам. Только раундов не 14, а 12.
Помимо вспахивания полей и постройки пастбищ снаружи пещеры, вы будете обустраивать родную пещеру жетонами комнат и шахт. В игре огромный выбор разнообразных помещений, которые приносят ресурсы, дополнительные победные очки при выполнении определённых условий и жилые места для новых гномиков. Знание этих помещений будет являться важной частью вашей стратегии. Одно из новшеств игры — вылазки, благодаря которым гномы отправляются на поиски приключений. Правда, предварительно для гнома необходимо выковать оружие, потратив руду на соответствующей ячейке действия. В зависимости от силы выкованного оружия из вылазки гном возвращается с различными добытыми ресурсами и едой. После каждой вылазки оружие гнома улучшается, и когда-нибудь, отправившись в очередной поход, он попутно сможет вырубить лес, углубить пещеру и даже обустроить помещение.
Подсказки по той или иной части игры просты для понимания и крайне полезны
Несмотря на эти подсказки, я всё равно умудрился неправильно истолковать правила разведения животных и допустил ошибку, которую призываю вас не повторять. Вы получаете ОДНО новое животное, если у вас КАК МИНИМУМ два животных этого же типа. Это не то же самое, что и «получите одно животное за КАЖДЫХ двух животных»! Поверьте, будет очень печально, если вы ошибётесь, и ваши звери начнут размножаться как кролики. Игра продолжает подкидывать вам всё больше и больше возможностей для выбора действий, пока не заканчивается победой одного из игроков — того, кто, как вы уже знаете, набирает наибольшее число победных очков.
Одна из главных претензий к «Агриколе» заключалась в том, что кормёжка семьи была настолько трудна и запутана, что становилась основным акцентом всей игры. В «Каверне» всё совсем иначе и во многом определяется выбранной вами стратегией. Практически каждый товар можно превратить в еду в любой момент игры — удобная таблица превращения всегда подскажет, по какому курсу. Правда, в игре почему-то нельзя есть собак... впрочем, с такими вещами не шутят.
Жетоны с золотыми, едой и оружием. Лично мне не нравятся жетоны еды, поэтому я использую деревянные фишки куриц, рыбы и хлебных буханок.
Вам по-прежнему приходится помнить о кормёжке, но теперь на ней не нужно так зацикливаться, вы можете полноценно насладиться строительством фермы без необходимости заблаговременно закупать печи, как это было в «Агриколе». Собственно, я помню только одну партию, в которой у меня возникли трудности с поиском еды и мне приходилось буквально скрести по сусекам последние запасы, но тогда я решил попробовать стратегию массового семейного планирования. В более ранней игре у меня было столько гномов, что думать о сельском хозяйстве не нужно было вообще. Это была хорошая стратегия, но более хитроумная.
Вторая популярная претензия к «Агриколе» касается системы начисления очков, из-за которой вам приходится развивать ферму во всех направлениях, а иначе отрицательные очки существенно снижают ваши шансы на победу. Для меня это самый неприятный момент в игре, проблему с кормёжкой я считаю не такой уж страшной. В «Каверне», правда, тоже можно получить отрицательные очки за неиспользованные земли и недостаток типов животных — но только и всего. Впрочем, здесь все штрафы с лихвой компенсируются исчезновением «агриколовского» ограничения на развитие, когда, начиная с определённого момента, ваша дальнейшая специализация в каком-то одном направлении перестаёт приносить ощутимые преимущества. В «Каверне» вы можете заниматься тем, к чему лежит душа. Если считаете, что главная задача гнома на земле — засадить самую длинную на свете овощную грядку, нет проблем. Победные очки вам приносит буквально всё: зерно, овощи, собаки, коровы, ослы, пастбища, рудники, шахты, рубины, золотые, гномы. Фактически, единственное, что не даёт очки, это руда, которую вы добываете на рудниках. Однако в игре предусмотрено целое море возможностей обменять её на что-то ещё, равно как и возможностей её получить, если только её неполучение не является частью вашей стратегии.
В результате этих двух глобальных изменений игра стала менее напряжённой для игрока. Теперь она играется иначе, чем «Агрикола», и, если вы любили «Агриколу» именно за её напряжённость, «Каверна» покажется вам более лёгкой. Конечно, вам приходится постоянно конкурировать за ячейки действий (практически так же, как и, если верить слухам, в игре Le Havre, в которую я пока не играл, но очень хочу), но вашему гному всегда найдётся, куда пойти, пусть даже новое место будет не столь выгодно, как вам хотелось. Очень редко противникам удаётся действительно вас обскакать. Правила «Каверны» легче для понимания, они более чёткие, чем в «Агриколе», однако в процессе игры вам всё также приходится учитывать множество вариантов. В «Агриколе» было меньше ячеек действий, но со всеми этими картами улучшений и занятий перед игроком открывался широчайший выбор возможностей, который мог обескуражить новичка. С «Каверной» та же история. В ней нет карт, но в ней больше ячеек действий и просто НАВАЛОМ всевозможных жетонов обустройства. Мой совет — с самого начала полностью игнорируйте то, что не вписывается в вашу намеченную стратегию, и просто плывите по течению. Так у вас и глаза не будут разбегаться, и в каждой партии вы сможете пробовать что-то новенькое.
Несметное количество жетонов, а ведь это только 2 планшета из 4
Если говорить о компонентах, то тут есть и позитивный, и негативный моменты. Все планшеты и жетоны смотрятся очень хорошо: красочные, приятно и понятно проиллюстрированные. Фишки — это качественные толстые деревянные фигурки, по размеру даже большие, чем в «Агриколе». Но, ребята, их просто ДОФИГА. Нет, правда. Если вы недоумеваете, почему игра стоит 60 фунтов, то вот ответ. В игре 7 личных планшетов, несколько планшетов для хранения жетонов (на них эти жетоны уже нарисованы, так что вы всегда знаете, какой куда положить), кипа планшетов с ячейками действий, меняющимися в зависимости от числа игроков, и ровно один миллион деревянных фишек ресурсов. Ах да, чуть не забыл про жетоны полей, рудников, пастбищ и каверн.
В игре этих жетонов великое множество — поверьте, без органайзера не обойтись!
Это абсолютно невероятно, сколько всего напихано в коробку! Вам определённо пригодятся пакетики для компонентов, которые входят в комплект игры. Сам я использую коробку и фишки из Deluxe Euro Token Box, правда, их из неё не очень удобно выуживать... Единственные компоненты, к которым можно придраться — это гномы, которых опять сделали дисками. На фоне остальных фишек, представленных соответствующими фигурками, они выглядят нелепо. Своих гномов мне пришлось заменить фигурками фермеров. Но в целом, принимая во внимание комплектацию игры, можно с полной уверенностью сказать, что её стоимость оправдана. Не помню, выпускалась ли когда-нибудь «Агрикола» с кубиками ресурсов, в моей версии уже были фишки животных, а остальные компоненты я заменил фишками из делюксового набора, однако в «Каверне» нет и намёка на кубики, что заслуживает отдельной похвалы, ведь это довольно необычно для евро-игры на управление ресурсами.
Мой набор Deluxe Euro Token Box, надёжный и эффективный, но не очень удобный, если у вас толстые пальцы
Каждый раунд в «Каверне» приходится обновлять где-то 75 % ячеек действий, на которых с той или иной скоростью производятся различные ресурсы. То есть каждый раз на игровое поле добавляется всё больше и больше ресурсов. После того как вы набьёте руку, на это не будет тратиться много времени, но для меня каждое извлечение новой фишки из Deluxe Box — это боль! Так и подмывает разломать коробку и вернуться к пакетикам и тарелочкам, а вот как ускорить этот процесс вам, думайте сами. Это лишь жалкая горсть фишек, и в игре их до чёрта. Но, согласитесь, это куда лучше кубиков! Что касается времени игры, то, если вас немного, всё не так плохо. Я пробовал играть один (это было неожиданно хорошо), с 2, 3, 4 и 5 игроками. С 4 и менее игроками игра шла довольно комфортно. Впятером уже чувствовалась нехватка свободного пространства, а ячейки с ресурсами обновлялись заметно дольше, хотя эту проблему частично помогал решать органайзер. А ещё игра на пятерых получилась не самой быстрой. Даже не хочу пробовать играть в «Каверну» вшестером и всемером. Во-первых, я не знаю, в каком пабе можно найти такой длинный стол, во-вторых, эта канитель с фишками может стать просто невыносимой.
Несмотря на все мои ворчания, это фантастическая игра! В ней так много всего можно сделать и такими разными путями придти к победе, что каждая партия идёт совершенно необычно. Вы обустраиваете свой дом, и это действительно приносит удовольствие. К концу игры ваш планшет оказывается заполнен всевозможными «земледельческими» и «пещерными» жетонами, животными и едой, и вы легко можете убедиться, что он уникален и не похож на планшеты других игроков. Вы вольны развиваться в любом выбранном направлении, вы заметите, что не случится ничего страшного, если у вас не родится максимальное число рабочих (ещё один камень в огород «Агриколы»).
Тема постройки фермы и развития пещеры погружает вас в себя целиком, вы не замечаете, как текут ходы, чем-то «Каверна» напоминает настольную версию компьютерной игры Harvest Moon. В партии со многими участниками это ощущение может потеряться, поэтому рекомендую не играть более чем впятером. Ну и ещё надо найти какой-то способ лёгкой сортировки и хранения компонентов, без которого никуда к середине игры.
Виноват, качество фотки не ахти. Но, как видите, приходится задумываться, как организовывать игровое пространство
Управлять ресурсами не так уж и просто, а многообразие вариантов может сбить новичков с толку. Однако базовые правила усваиваются лучше, чем в «Агриколе», не последнюю роль тут играет упрощённая система кормёжки и начисления очков. Ветераны «Агриколы» могут выразить недовольство по поводу исчезновения карт, но пришедшие им на смену жетоны обустройства предоставляют не меньше возможностей, а кроме того, вам больше не надо тратить кучу времени на выбор карт перед началом игры. Кстати, не думайте, что, раз правила упростились, игра стала простой, нет, это по-прежнему серьёзная евро-игра, просто чуть иная, чем «Агрикола». Одна игра более жёсткая, в другой больше простор для творчества.
Но есть, однако, вопрос. Как Доктор Кто, я старался избегать его до последнего момента, и вот этот момент настал. Так же было и с Eldritch Horror, так что всё вдвойне серьёзно.
Эти две игры во многом схожи, но есть между ними и кардинальные различия. «Агрикола» более напряжённая и трудная, и она крепко завязана на кормёжку и равномерное развитие. «Каверна» даёт игроку больше возможностей и играется более расслаблено, кормёжка в ней — дело десятое, никак не главное. Экспедиции — тоже хорошее новшество, но и они лишь один из возможных путей развития. Потеря нужной ячейки действия из-за другого игрока больше не наносит вашей стратегии удар в поддых, и ошибка в начале игры не вынуждает провести следующие 2 с лишним часа впустую.
Карты улучшений/занятий сменились жетонами обустройства — и те, и другие хорошо вписываются в процесс игры и нравятся мне в равной степени. Единственная моя претензия к картам — это то, что, даже несмотря на выбор карт перед началом игры, в её процессе всё равно могут выйти ненужные карты или карты, которые не слишком помогут развитию выбранной стратегии, так что тут как повезёт. В случае с жетонами у вас есть как минимум доступ к каждому из них. Однако некоторые карты, особенно в колодах I и Е базовой «Агриколы», предусматривали больше взаимодействия и противостояния между игроками. Впрочем, уверен, в «Каверне» это тоже когда-нибудь появится вместе с новыми жетонами обустройства.
Мне нравятся обе игры — за разные вещи. Но, если выбирать, то я скажу, что... «Каверна» лучше «Агриколы». Производственный процесс в игре превосходен и куда более оптимизирован, а перед игроком с самого начала открывается широкое поле для выбора деятельности. Если у меня будет только «Агрикола», я буду рад играть в неё. Но если у меня будет ещё и «Каверна», то тут уже без вариантов, из них двух я всегда буду раскладывать «Каверну». Да, со всеми этими жетонами и фишками приходится возиться, но подобное мы видели и в «Агриколе», и во всех евро-играх.
Стоит ли избавиться от «Агриколы»? Этот вопрос ещё труднее. Мне нравится эта игра, но многим людям отсутствие стресса в «Каверне» нравится больше. И мне тоже. Кто-то скажет, что в «Агриколе» больше взаимодействия между игроками, но я бы возразил, что это сильно зависит от конкретных карт, да и те в основном просто обязывают вас отдать их другим игрокам. Нет, это здорово, но вряд ли годится в качестве серьёзной причины оставить «Агриколу». Более того, не все карты одинаково полезны, поэтому иногда для хорошей партии требуется широкая улыбка фортуны.
Моё главное недовольство «Агриколой» заключается в начислении очков. Вы ВЫНУЖДЕНЫ равномерно развивать ферму, вы не можете выбрать для себя узкую специализацию, и это меня просто убивает. «Каверна» позволяет делать всё, что заблагорассудится, и даже получение отрицательных очков не сильно сокращает ваш финальный результат. Я убедился в этом в первой же партии с друзьями, превратив свою ферму в овечий рай. Я не выращивал никаких других животных, только засеял несколько полей и обустроил пещеру, чтобы она принесла ещё больше очков за овец. Я победил с разницей в 3 очка, но победил.
Какое-то время я думал, что ничего страшного, если «Агрикола» останется в коллекции, но чем больше игр проходило через мои руки и чем больше места требовалось для новинок, тем яснее становилась необходимость собрать волю в кулак и избавиться от неё. «Агрикола» — не плохая игра, мне она очень по душе, и я не сторонник «культа новья». Однако лично для меня главные изменения, которые превратили её в «Каверну», оказались очень важны, и, помимо прочего, теперь я могу играть в неё с новичками. Так что если у вас нет ни одной из этих игр, остановитесь на «Каверне», потому что покупать обе игры точно не имеет смысла.
Однако если вы не уверены, опробуйте каждую игру и решите, какая вам нравится больше. Вы не ошибётесь, если купите «Каверну» вслепую — она восхитительна. Но при желании вы без труда найдёте в местных игровых клубах людей, у которых есть «Агрикола» и/или «Каверна», и сможете составить мнение сами.