С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
Всем привет! Продолжаем серию интервью с нашими издателями. Сегодня на нашем виртуальном диване директор по развитию CrowdRepublic Алексей Бабайцев.
— Алексей, привет! Расскажи кратко о CrowdRepublic. Насколько тесно проект связан с «Миром хобби»?
— Салют! CrowdRepublic — первая и единственная краудфандинговая платформа, специализирующаяся на издании настольных игр, ролевых игр, околоигровых проектов и книг. У нас на платформе часто бывают и предзаказы от Hobby World, но мы стремимся к развитию именно краудфандинга.
CrowdRepublic — дочерняя компания Hobby World и является самостоятельным юридическим лицом.
Сейчас на CrowdRepublic зарегистрированы 5 579 участников. Примерно 4 000 из них принимали участие в игровых проектах. Случайных людей на CrowdRepublic практически нет. Поэтому в последнее время к нам обращаются всё больше независимых авторов. Мы открыты для всех!
— Насколько CrowdRepublic готов к быстрому реагированию? Условно говоря, вы после Эссена встречаетесь с Михаилом Акуловым, и он говорит: «Алексей, вот есть игра. Нужно как можно быстрее запустить на неё сборы!» Сколько времени пройдёт до запуска?
— Зависит от игры, конечно. Если я её уже знаю, то работать проще. Плюс, к этому есть ещё масса других факторов. Я занимаюсь всеми процессами CrowdRepublic — от переговоров с независимыми авторами до организации доставки и от съёмок видео до общения с клиентами. Поэтому иногда просто физически невозможно запуститься быстро. Как минимум неделя потребуется на подготовку при оптимальном раскладе.
— У меня есть ощущение, что проекты CrowdRepublic недостаточно освещены в блогосфере, на «Тесере». Другие компании на фоне вас прям бомбардируют нас обзорами, напоминаниями и т.п. Почему так?
— Вполне возможно, я пропускаю где-то феерию напоминаний, но у меня нет впечатления, что мы сильно отстаём в этом плане. Мы еженедельно выпускаем новости по своим проектам в блоге CrowdRepublic. Все участники и интересующиеся получают эту новостную рассылку.
Что касается блогосферы — да, было бы круто, если бы блогеры писали больше о наших проектах! Если кто-то к нам обращается за дополнительными материалами или комментариями, мы никогда не отказываем. Более того, готовы приоткрыть двери нашей «кухни». Кстати, интересный факт. Когда я занимался подготовкой кампаний для Kickstarter, подавляющее количество обозревателей были готовы сделать обзор только за предоставленную игру. А многие пишут и сами, по велению сердца. Ведь в этом случае никто не может тебе диктовать условия. Авторы понимают, что упоминание их ресурса в кампании — дополнительные просмотры и раскрутка. Не таков наш отечественный блогер. =) Видимо, тут причина в относительно небольшом размере нашего комьюнити. Без финансовой поддержки издателей выжить сложно.
С другой стороны, мне показалось, что проплаченные хвалебные отзывы не несут никакой пользы ни читателям, ни издателям. Вместо этого мы сотрудничаем с Алексеем Зуйковым и его каналом «Два в кубе». Этот формат нам нравится — Алексей может рубить правду-матку, мы его не ограничиваем. «Чёрной чуме», например, от него досталось. Ценность обзоров есть только тогда, когда у автора есть своё мнение и он не боится его высказывать. А сами себя похвалить мы и так можем. =)
Да, мы хотим сотрудничать и с другими авторами качественного контента. Правда, у нас не так много каналов с большим количеством подписчиков и не так много блогов с большим количеством посетителей. А ещё бывает непросто предоставить образец для обзора, если игры ещё нет в природе. Коробку с игрой «Проект «Гайя» я жду из Эссена. Зато наша версия может поступить в продажу даже быстрее английской версии.
Моя мечта — расширить штат CrowdRepublic и назначить специально обученного человека на раскрутку и продвижение наших проектов. Пока что 90 % задач по CrowdRepublic я выполняю в соло-режиме. Бюджетно, но, действительно, пора расти!
— Дополнение к «Брюгге», по общему мнению игравших, практически Must Have. Не упущено ли время для издания? Как думаешь, соберём на него?
— О! Доп для «Брюгге» — это уже почти что мем. ))
Совсем недавно читал материал Vladimirs (мне очень нравятся его статьи, мне кажется, у нас много общих вкусов по настолкам) по «Звину». Вот его вывод:
«Нуждается ли Brügge в таком допе? Думаю, что нет. По моему мнению, покупать его стоит только, если база заиграна до дыр и хочется хоть чего-то новенького».
Так что я бы не говорил об однозначном «мастхэве». Но, когда начнётся наша кампания, забудьте об этом, пожалуйста. ;)
Лично я за то, чтобы выпускать игру сразу со всеми существующими дополнениями. Для своих любимых игр — Arkham Horror, Power Grid, Galaxy Trucker — я скупил всё, что было. Но я могу понять и издателя. В данном случае издатель оказался прав. «Брюгге» не стал суперхитом, и вряд ли можно ожидать потрясающих продаж дополнения. Издание дополнения, скорее, дань уважения нашим участникам. А ещё «Брюгге» был первым проектом, над которым мне довелось работать в CrowdRepublic от начала до конца. Я не могу дать в обиду этого своего первенца.
Вообще, ситуация с изданием дополнений может поменяться, когда мы будем собирать на издание 500 и больше коробок на CrowdRepublic. Пока что существует замкнутый круг: издатель не делает допы, так как опасается слабых продаж базы. А база не продаётся, потому что нет допов. И никто не хочет делать первый шаг — ни издатель, ни покупатели. Тут должен появиться супергерой — CrowdRepbulic — и спасти этот город. Я работаю над этим.
Упущено или не упущено время для издания сейчас — гадать уже поздно. Для переиздания дополнения нужно было дождаться решения переподписания базовой игры. Посмотрим результаты на реальных цифрах. Благо, ждать осталось недолго. Мы сделаем необычную по срокам и правилам кампанию. Надеюсь, удастся убедить настольщиков в мастхэвности!
— Ты мне как-то обмолвился о незаслуженно неудачном сборе на Revolution. Как думаешь, такие проекты имеют шанс быть всё-таки изданными?
— Ну, над этим проектом я не работал совсем. Страница Revolution осталась в своём первозданном виде. Иногда я захожу на эту страницу и плáчу. Плачу из-за того, что интересная игра не получила должного внимания.
Правда, мне показалось, что казуальные покупатели (на которых ориентируется Revolution) — не совсем целевая аудитория краудфандинговых проектов. Казуальщики хотят быстрого, простого и чтобы можно было уже завтра на вечеринку игру принести. А долгими «какими-то там краудфандинговыми» проектами казуальщиков не заманишь. В этом плане мне интересен проект GaGa Games с предзаказом на «Повелитель Токио» и «Повелитель NY». Люблю эти игры, и искренне желаю удачи!
— Объясни мне феномен Pathfinder. По-моему, всё, что на Crowdrepublic выходит с этим именем, собирает приличные суммы за короткий срок (настолкам и не снилось). Это столько поклонников Pathfinder в России?
— Да, столько поклонников Pathfinder в России. У нас абсолютно прозрачные и честные цифры в проектах указываются. Мы не привлекаем оптовиков к заказам, так что можно оценить количество реальных участников и купленных товаров на страницах CrowdRepublic.
Pathfinder для CrowdRepublic сродни опасному наркотику! =) Гарантированный эффект и отдача. Pathfinder стремится захватить мой разум и подчинить его своим интересам. Чтобы на CrowdRepublic выходили сплошь Pathfinder-проекты — быстрее, больше, чаще, лучше, интенсивнее... Но я стараюсь сохранить трезвость ума и дозировать Pathfinder умеренно. Ведь люди ждут дополнение для «Брюгге»!
Успех Pathfinder — полностью заслуга отечественного ролевого комьюнити. Ролевики истосковались по вниманию серьёзных издателей. Теперь перед нами стоит серьёзная задача — как можно быстрее сократить отставание по книгам от уже опубликованного за рубежом. Но не в ущерб качеству. В Hobby World прекрасно понимают большую ответственность этой работы. Для работы над Pathfinder буквально на днях специально был расширен штат сотрудников.
Важное личное наблюдение. Ролевики — очень приятные в общении и лояльные ребята. Вряд ли кому-то из них придёт в голову под микроскопом выискивать «зажёванности» и «заусенцы». Уже одно только это даёт мне +200 % к мотивации для работы над Pathfinder-проектами. Конечно, невозможно угодить всем. Нам досталось за «епанчу» (перевод для названия накидки-плаща), хотя это слово использовал даже великий А.С. Пушкин! А теперь «епанча» стала уже нашим внутренним мемом и, можно сказать, талисманом.
Успех последнего нашего Pathfinder-проекта — «Бестиария» — говорит о том, что подавляющее большинство участников на нашей стороне. Мы будем очень стараться, чтобы оправдать кредит доверия. По многим процессам — от перевода текста до проклейки корешка книги — вносим корректировки.
— То есть я так понял, ты очень любишь Pathfinder? А как насчёт других ролевых вселенных? Рассматривается что-то для локализации? Dungeons & Dragons? Извини, но другие названия мне неизвестны... О D&D знаю исключительно из компьютерных игр.
— Буду честен. Я люблю Pathfinder, но любовью по расчёту. =) Как мне не любить наши самые успешные проекты? Я уважаю ролевиков — участников, поддерживающих нас. В Pathfinder-проектах всегда огромный интерактив. В одном только проекте по корбуку у нас 1 399 комментариев. Это очень приятно и полезно. Мы стараемся выполнять желания участников, исходя из комментариев.
Сам я себя не могу назвать фанатом настольных ролевых игр. Ведь это, как мне кажется, настоящий стиль жизни. Нельзя просто взять и стать ролевиком или настольщиком. Можно только притвориться, но зачем? Pathfinder мне очень симпатичен. Мне нравятся богатый мир, красивые иллюстрации, детальная система правил, модульность. Но я фанат настольных игр и им и останусь, видимо. В редакции Hobby World есть заядлые игроки в Pathfinder. По многим вопросам я консультируюсь с ними и с Максом Николаевым (капитаном Pathfinder в России). Большое спасибо за помощь!
На PC, конечно, поигрываю в RPG-игры. И о Dungeons & Dragons тоже узнал оттуда (Eye of the Beholder рулит). Но это совсем другая история. Если вы играете на компьютере и думаете, что играете в RPG — вы ошибаетесь. А если вы играете в Diablo и думаете, что играете в RPG, вы ошибаетесь вдвойне!
Что касается других ролевых вселенных... У нас на CrowdRepublic будет Starfinder — это sci-fi-версия Pathfinder. Считается за отдельную ролевую вселенную?
Про другие планы по ролевым играм мне ничего не известно. Я был бы не против ролевой игры по Star Wars. ))
— Некоторые проекты на CrowdRepublic не являются предзаказами. (Например, обещанный Argo — кстати, когда он будет?) Компания уже отладила/наладила процесс быстрого возврата денег вкладчикам в случае возможного неуспеха? Именно это многие считали минусом самых первых кампаний в России (речь про древний GameStart).
— Вопрос почти что содержит ответ. Мы сейчас занимаемся технической проработкой блокировки средств участников. То есть да, в будущем участники смогут получить деньги обратно быстро и безболезненно, если проект не соберёт. Я очень надеюсь, что до конца ноября мы всё сделаем и запустим «Арго».
«Арго» — необычная игра и мне она очень понравилась. Мне нравится сеттинг (монстры на космическом корабле), мне нравится возможность придумывать интересные ходы и комбинации, я уважаю авторов (Файдутти и Лаже). Я считаю, что этой игре нужно обязательно дать шанс! С блокировкой средств сделать это будет проще.
— У CrowdRepublic уже почти 3 десятка завершённых проекта. Назови топ-3 проекта, за которые ты испытываешь гордость.
— Так, во-первых, это первый карточный Pathfinder — «Возвращение рунных властителей». Я пришёл в проект, когда его надо было спасать. Сборы остановились и перспектива была нерадостной. На «Тесере» появились комментарии о том, что CrowdRepublic можно закрывать. Удалось переломить ситуацию и показать отличный результат.
Во-вторых, это «Брюгге» — мой первый проект на CrowdRepublic, который, как я уже говорил, я провёл от начала и до конца. Да, теперь я вижу, что можно было многое улучшить. Но это был очень интересный опыт.
Ну, и корбук Pathfinder, конечно! Проект-марафон, который длился почти половину года. Благодаря этому проекту CrowdRepublic существенно укрепил свои позиции.
Runner-up — проект, не попавший в список — «Зомбицид: Чёрная чума». Пришлось в экстренном порядке перекраивать кампанию и сокращать её сроки. Кому-то даже пришла в голову идея, что это мы затеяли разборки с CMON. Очень смешно. Но на самом деле смешными были стихи, которые присылали наши участники на конкурс, чтобы побороться за эксклюзивную миниатюрку крысы-абоминации. Надо будет как-нибудь повторить подобный опыт в будущих проектах!
— Алексей, ты так интересно рассуждаешь об играх, поэтому меня интересует личное мнение насчёт абстрактных игр. Есть ли будущее у них в России? Возьмём проект GIPF. Топовые абстракты (Yinsh, Tzaar, Dvonn) у нас не локализованы и в общем-то неизвестны широкой общественности.
— Мне сложно судить о судьбе абстрактных игр, так как я их сам не очень люблю. Кроме шахмат. По шахматам у меня в своё время был даже разряд какой-то. =) А в топовые абстракты я почти не играл. Вернее, играл, но не так, чтобы они мне запомнились.
В играх я ценю атмосферу и возможность погружения в игровой процесс. Такой эскапизм, наверное. Мне нравится делать осмысленные действия и ассоциировать себя с персонажами, вникать в логику происходящего. В той же «Во славу Одина», несмотря на абстрактную механику выкладывания жетонов на планшет, можно почувствовать себя викингом. Надо строить лодки, охотиться на китов, продумывать меню и так далее. А вот «Пэчворк» мне на порядок менее интересен.
Хотя недавно сыграл в Red7. Эту игру вполне можно отнести к абстрактам, правильно? Мне игра очень понравилась. Так что «никогда не говори никогда». Red7 — отличный абстрактный филлер и гениальная работа дизайнера. Вот как запросто можно придумать что-то интересное, вместо того чтобы делать «Древний ужас», но только не про Америку, а про Марс, и с двойным количеством компонентов», или «Монополию, но про Архангельск». Начинающие авторы — обратите внимание! ;)
Опять же, в абстрактах нет текста. И хотя мы с вами знаем, что локализация — это не только перевод, убедить в этом обычных покупателей — нетривиальная задача.
— И к слову, о заусенцах. Как ты относишься к довольно противоположным мнениям по поводу качества игр МХ. Многие мои знакомые говорят, качество сильно выросло, и я в этом тоже убедился (Runebound, «Остров Скай»). А многие продолжают покупать продукцию и потом ругать её на «Тесере». Где истина?
— Мне очень сложно быть здесь объективным. И вот почему. Я люблю игры за игровой процесс, сеттинг, иллюстрации, интересные правила, уникальные находки. Компоненты игры — важный элемент, но не решающий лично для меня. Например, я могу не заметить «заусенцы» и выложить фотографию, чтобы порадовать участников новыми артами.
При этом, если мне сказать, что: «Вот здесь, с обратной стороны, если под углом 12 градусов сделать макросъёмку, то можно увидеть белые точки» — так вот, если мне это сказать, я, наверно, соглашусь. И напишу потом производству: «Ребята, ну как же так? Белые точки на обороте! Как нету? А если под углом 12 градусов? А если при макросъёмке?» И мне хочется верить, что качество, в целом, повышается.
Но сам я такое найти и увидеть не могу. У меня в коллекции под 200 игр. В основном, иностранного производства. Карты точно так же стираются (7 Wonders), жетоны иногда выдавливаются «с мяском» (Earth Reborn, Dungeon Lords). На днях у меня просто в руках развалилось поле из Merchant of Venus от часто приводимых в пример Fantasy Flight Games. «Смотрите, а у них негров линчуют!», да. Я понимаю, что идеальное качество — лучше, чем неидеальное качество. Но я не понимаю тех, кто зацикливается на этом.
С другой стороны, каждый имеет право на собственный фетиш. Если для вас критично наличие/отсутствие «заусенцев», то, наверное, лучше дождаться появления игры в магазине, чтобы пощупать всё своими руками.
— Вопрос про деньги. Можешь поделиться какими-нибудь цифрами по рассрочке. Насколько популярен этот тип оплаты?
— Вся информация у нас лежит в свободном доступе. Цифры по рассрочке могут посмотреть все желающие.
На данный момент получается так: «Во славу Одина» — 16 заказов из 172 (всего); «Зомбицид: Чёрная чума» — 60 из 335; «Проект «Гайя» — 11 из 201.
То есть рассрочкой пользуются от 5 до 20 процентов участников. Мы рады всем, кто нас поддерживает. Рассрочку мы добавили по просьбам наших участников.
Кстати, интересный факт — награду «Спасибо» (взнос без материальной награды) мы тоже впервые добавили по просьбам участников. Это было неожиданно и очень приятно. =)
— И завершим наше интервью вопросом про текущий проект. На «Эссене» за «Проектом «Гайя» выстраивались очереди. На Crowdrepublic пока куплены 200 коробок. Не обидно? Это ж явный хит. Что скажешь потенциальным покупателям, чтобы привлечь их к проекту?
— Всё-таки посетители Эссена и наше комьюнити — немного разные истории. Лично мне показалось, что наши настольщики ближе по духу к американской школе, а не к европейской. 200 коробок без привлечения оптовиков и групповых заказов — нормальный результат. Этот проект — предзаказ, и мы не можем разгуляться здесь со скидкой и сверхцелями. Надеюсь, что будет больше участников, конечно.
В последние дни кампании к нам присоединяются больше участников, чем обычно. Мы уже подготовили видео с ответами на самые частые вопросы об игре «Проект «Гайя»:
Большое спасибо обозревателю настольных игр Алексею Людофану за его ответы! На этой неделе мы постараемся записать ещё один ролик об игре. Расскажем подробнее о правилах и покажем компоненты — ведь теперь у нас на руках есть образец игры. Пользуясь случаем, хочу спросить у читателей — на что обратить особое внимание в обзоре?
Надеюсь на вашу поддержку!
— Алексей, шлю тебе виртуальную награду «Спасибо» за ответы на вопросы! Удачи в проектах. Побольше топовых игр! :)