С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Однажды мне по почте пришла маленькая коробочка от «Гаги». Я краем уха слышал про «красивую, но неиграбельную» игру, поэтому любопытство заставило меня срочно бросить клич верным халдеям из студенческого игрового клуба и тем же вечером коробка была вскрыта, правила — прочитаны, карты — разложены.
«Сиггил» — стосорокашестипроцентный филлер, который действительно приятно разложить и разыграть за 5–10 минут в перерыве между первой и второй кружками пива большими настолками (дежа вю, кажется, я недавно говорил это про «Индейцев»). НО! Те святотатцы, что пишут «пасьянс», «скучно» и т.д. — покайтесь! Вы совершенно не правы, «Сиггил» — это очень конфликтная игра с простым (примитивным, чего уж там) геймплеем, в которую можно играть как в пасьянс, а можно… Давайте разберёмся, как в неё ещё можно играть.
Минутка «ненавязчивой» рекламы окончена и мы можем перейти к навязчивому обзору!
Правила игры просты. У нас есть красивая раскладка, навевающая на мысли о «пасьянсном недомаджонге». Карты в раскладке кладутся внахлёст, часть — лицевой стороной вверх; часть — вверх, образуя красивую многослойную структуру. В правилах, умещающихся на одной стороне небольшого листка, приведены несколько вариантов раскладки. Вангую появление новых «кастомных» раскладок на BGG!
Сами карты бывают 2 типов: духи и… ээээм, ну назовем их «талисманы» — обычные карты, которые позволяют пленить духов.
Цель любого участника — пленить трёх духов и матерными камланиями заставить потусторонние сущности трудиться в поте лица, чтобы олень пасся, кит ловился и кокос произростал в изобилии за широтами полярными. Ну а как пленить духа я расскажу чуть позже.
Раскладка перед началом партии. Сверху сразу лежит пара духов, отличающаяся наличием рамки на карте. Они сейчас «освободятся» и освобождение левого из них откроет сразу две карты.
В свой ход игрок должен взять одну «свободную» карту (поверх которой ничего не лежит) и после этого при возможности может пленить духа (карты духов отличаются оформлением и наличием рамки). Если после взятия игроком карты дух оказывается свободен, то он немедленно снимается с поля и кладётся рядом, становясь доступным для пленения сперва данным, а затем — любым следующим активным игроком. Кстати, поскольку дух при освобождении снимается, он может спровоцировать следующее открытие и, если среди открывшихся карт тоже попадётся дух, то цепная реакция продолжится.
Центр досуга студентов! Приходите к нам на игротеку и почувствуйте себя как дома!*
Другая раскладка и другая... не поверите — ТАКТИКА!
*Красивые девушки не входят в «базовую комплектацию». Уточняйте детали у организатора игротеки!
Как пленить духа? Все карты относятся к одной из семи мастей и в довесок на карте указана цифра (от одного до опять-таки семи). Духи также имеют масть и числовое достоинство. При игре вдвоём или втроём для пленения духа надо сыграть с руки на стол перед собой три карты той же масти или с тем же числом, что обозначены на духе. При игре вчетвером пленяющее к-к-комбо начинается с двух карт.
Игроки могут по-челябински «отжимать» друг у друга духов. Для этого надо выложить соответствующее духу комбо, содержащее на 1 карту больше, чем уже сыграл оппонент. То есть при игре втроём для того, чтобы забрать духа у оппонента, вам потребуется уже 4 карты. Правда, комбо первоначального владельца не уходит в сброс и он может позднее дополнить его до 5 карт, чтобы забрать уже полюбившегося духа обратно. Кто-то сумел пленить 3 духов? Гейм, как говорится, овер и хлопаем победителю.
За секунду до того, как у меня отберут одного духа и игра закончится
Итак, судя по правилам, перед нами очевидно-примитивный филлер. Лениво берём в свой ход по карте, копим на духа, захватываем духа, снова копим и снова захватываем, потихоньку засыпаем под убаюкивающую мелодию красивой, но «бессмысленной игры»... Перед тем как я напишу «чёрта-с два!», надо сделать ремарку. Знавал я одного мальчонку тридцати с чем-то годиков, который был убеждён, что «Race for the Galaxy» — долгий и скучный пасьянс без взаимодействия, в котором вам остаётся надеяться только на везение — когда ещё выйдут из колоды нужные вам карты?! Он оооооочень удивился, когда я выиграл его Новой Спартой на «производстве-потреблении» за 11 ходов. А потом Старой Землёй, смешав военную и потребительскую стратегии в непонятного гибрида за 9 ходов. Так человек открыл для себя, что в «RftG» можно (и нужно!) играть быстро, агрессивно, адаптируясь к почти любым приходящим картам, и взаимодействие там есть, и игра — не пасьянс. А ещё такие истории я слышал про «Роскошь» / «Splendor». И про «Взрывающиеся зелья». И во все эти игры действительно МОЖНО играть как в пасьянсы, ноооо… НЕ НУЖНО!
Наконец-то мне удалось понять, что видит игра, когда мы в неё играем! За фото «спасибо» И. Сычеву!
Так вот, чёрта-с два вам, а не пасьянс! (Это я уже про «Сиггил»). Каждый ход игра заставляет соперников просчитывать последствия множества вариантов. Идеальное размышление над сферическим ходом в вакууме превращается в многослойную матрёшку:
Какую карту взять, чтобы получить ближайшего духа?
Я смогу использовать её в другом комбо, если этого духа отожмут раньше?
Эта карта нужна только мне или будет выгодна также кому-то ещё из соперников?
Сколько непредсказуемых карт откроется после моего действия?
Насколько я сокращу путь соперникам к потенциально важным для них открытым картам, лежащим под «моей»?
Какие карты каких мастей и чисел уже выложены оппонентами? (В идеале вы вообще должны помнить все ВЗЯТЫЕ ими на руку карты).
И после этого вы делаете ход. Конечно, чем-то из перечисленных пунктов жертвуя — ИДЕАЛЬНОГО хода всё равно не выйдет. А потом до своего следующего хода вам надо ОЧЕНЬ пристально следить за тем, как будет меняться обстановка на поле. Поспать не получится. Играть «в одну каску», не обращая внимания на действия оппонентов, тоже. «На отвали» брать первую попавшуюся карту? Можно, но если вам попадётся соперник, который учитывает перечисленные выше пункты, то вас разделают под орех.
А я сказал, что красивые девушки не входят в базовую комплектацию «Сиггила»! А они почему-то так и лезут (хотя бы частично) в кадр!
Вы, должно быть, хотите сказать, что аксакал получил отступные от издателя и сейчас без устали нахваливает вам морс из гумуса и мушиных какашек, выдавая его за чудодейственное гомеопатическое снадобье? Да-да-да, дедушка старенький, дедушка начал впадать в маразм. Но это не так. «Сиггил» — действительно очень агрессивная, конфликтная игра с плотным (пусть и косвенным) взаимодействием, требующая памяти и расчёта. Да, она примитивна (проста и изящна!). Да, в неё можно играть по-другому. (Но зачем тогда играть? В том же сегменте есть соло-игра «Онирим», возьмите таки её.) Да, она не оставляет послевкусия и чувство торжества после очередного выигрыша забудется ровно через 5 минут. На то и филлер.
У игры есть одно потенциально очень уязвимое место — можно долго копить карты, а потом организовать перехват уже пленённых другими игроками духов в 3 хода. И выиграть. Это дыра в механике, с которой вы не сможете ничего сделать (привет тебе, отечественная «Эволюция» со схожей проблемой!)
Внукам я буду рассказывать, что у моих бабушек и дедушек было модно фотографироваться на фоне ковра на стене, а в моей молодости — на фоне «Сиггила» на столе!
Я не могу сказать, что «Сиггил» — идеальная игра или даже идеальный филлер. Но!
Он по-своему красив. Как «арабески».
Он не является занудным пасьянсом. Быстрая, агрессивная игра, которая требует приблизительно тех же навыков, что игра в «подкидного дурака» в компании нескольких «сидельцев» — памяти, умения предполагать возможности противника на основе открытой информации, которая как доступна для наблюдения, так и должна оставаться в вашей памяти, и, наконец, умения делать ходы, которые выгодны вам и невыгодны оппонентам.
Он стремителен и элементарен по правилам. Возможно, подойдёт в качестве гейтвея.
С учётом стоимости в 500 рублей, этого должно хватить для принятия «осведомлённого решения». Думайте сами, решайте сами, но не стреляйте в рецензента — когда игра мне активно не нравится, я просто не пишу на неё обзор. И таких игр в шкафу довольно много, в том числе некоторое количество — от издателей =)
После разминки в «Цолькин» пора заняться и чем-то по-настоящему хардкорным!*
*Юноши за тридцать в бабочке в базовую комплектацию не входят. Спрашивайте оных у канала BBC One!